Всем, кто входит в Екатерининский парк со стороны "Орловских ворот", или же вняв моим рекомендациям прошлой прогулки, поднимаются по насыпному валу через "Готические ворота" - их взору открывается высокая "руинная башня", напоминающая развалины грандиозного древнего крепостного сооружения. Возле неё все любят фотографироваться, её рисуют художники, зимой это тоже место увеселительных прогулок и катаний на санках да "ватрушках".
Пройти мимо просто нельзя! Будет довольно интересно и завораживающе-романтично подняться на самый верх, на смотровую площадку. Все на штурм!
Сегодня нас "вызвался" поддержать Арам Ильич Хачатурян
"Башня-руина" задумана как символ победы русских войск в Русско-Турецкой войне, падения военной мощи Оттоманской Порты. Подписание мира в 1768г. ошеломило Европу, так долго терроризируемой турками на протяжении 16-18 веков, и неимоверно укрепило престиж России. Екатерина Алексеевна писала, что пока идут войны, её сад будет превращаться в "игрушечку", а каждая значительная Виктория будет отражаться памятником в Царскосельском парке. Это и был её "первый повод"! Весьма дерзкий, скажу я вам!
"Башня-руина" возведена в 1773 году по одному из пяти рисунков, созданных по заказу императрицы Екатерины II, известным российским зодчим Юрием Матвеевичем ФЕЛЬТЕНОМ (1730 - 1801). Башня представляет собой "античную руинную колонну" высотой 21 метр
Над башней нависает довольно больших размеров аба́ка (от латинского abacus — «доска»), то есть мраморная плита, которой накрывали верхнюю часть колонны. Выполнена она именно в древне-римском стиле: с усеченными углами и вогнутыми вовнутрь сторонами, украшенными не скульптурным орнаментом, а обломами - ямы и впадины. Поднимемся выше и там это будет видно более детально.
Войти в "башню" можно было с 4-х входов, но сейчас работает только 3. Дверь 1-го уровня, увитую виноградом, можно увидеть на 2-х предыдущих фото. Мы же сейчас поднимемся по лестнице, ведущей на верх к каменным стенам "руины", частью открытым, а наполовину утопающим в насыпном валу. Там, наверху, вход во 2-й и 3-й уровень башни
👆 Лестница насыпного вала привела нас на площадку, где сходятся мощёные дорожки с выхода 2-го уровня и начинается подъём по такому же мощёному булыжником пандусу на 3-й уровень "руинной башни".
👆 За спиной у нас выход с "руины" 2-го уровня. Кстати, о "руине". Обратите внимание на стены. Это искусственный приём, позволяющий их "состарить", имитировать естественные повреждения стен, и создать впечатление, что она "разваливается". В 18 веке интерес к подобным решениям был очень востребованным, в трэнде, как сказали бы сегодня.
👆 Вот такой "Башню-руину" увидят те, кто поднимется по насыпному валу от ГОТИЧЕСКИХ ворот
Справа вдоль башни вид на Виттоловский канал, который мы увидим, когда поднимемся на смотровую площадку. Ну а нам по пандусу вооон в ту открытую дверь 3-го уровня башни!
👆 Слева от нас ОРЛОВСКИЕ ворота...
...ну а мы, прежде чем нырнём в открытую дверь, поднимем голову и рассмотрим совсем близко обещанную мной ранее АБАКУ в увеличенном виде
👆 Наверное напомню. Абака (плита,нависающая над колонной) выполнена в древне-римском стиле и украшена не скульптурным орнаментом, а обломами - ямы и впадины. В самом верху сооружения виднеются зубцы - нам туда!
Хотя нет! Забыла один важный момент! Императрицей Екатериной Алексеевной виктория в русско-турецкой войне задумывалась как аллегория. Величественная руина колыбели европейской культуры — античной Греции, на которую «уселась» Турция, метафорически представленная малюсенькой беседкой наверху. Да-а! Умела искусно унизить великодержавная!
👆 Вход в "руину" с наружной площадки 3-го уровня Башни. Ну а теперь по спиралевидному подъёму (пандусу) идём на 4й уровень - смотровую площадку , где будем любоваться видами Царскосельского парка
👆 Спиралевидный подъём к смотровой площадке внутри "Башни-руины" устроен вокруг ещё одной "внутренней" башни-колонны. После тёплой улицы здесь веет весьма ощутимым холодом
👆 Выход из спиралевидного подъёма внутри Башни на Смотровую площадку
👆 Выход с пандуса башни на Смотровую площадку
👆 А вот и наша "покорённая" Турция! Круглая беседка с прорезанными готическими стрельчатыми окнами-арками, сверху кирпичную кладку украшают зубцы в восточном стиле. Вот это и есть "маленькая турецкая надстройка" погребённой под землёй античной развалины великой Греции
👆 Вот так выглядит смотровая площадка вблизи. Из за близости ограждения, фотоаппарат, к сожалению, не позволяет снять всю площадку целиком.
👆 Вид через смотровую площадку в сторону ШАПЕЛИ
👆 Отсюда, со смотровой площадки, летом и золотой осенью можно любоваться незабываемыми видами Екатерининского парка. Это вид на Виттоловский канал в сторону мостиков на "Большой каприз" и Шапель
👆 Вид через готичные арочные проёмы смотровой площадки в сторону "Чесменской Колонны" на Большом пруду (справа вдали)
👆 Вид со смотровой площадки на мостики ведущие к "Мраморному мосту" . Самый дальний мостик как раз от Готических ворот, которые мы только посетили в прошлую прогулку
👆 Вид со смотровой площадки на пандусы в "Башню-руину" и дорожку от "Готических ворот"
👆 Вид со смотровой площадки на вход в парк от "Орловских ворот" и Красносельского шоссе, бывшего Гатчинского
👆 В стене "руинной башни" в сторону парка устроена большая арка, обложенная пудостским камнем (село Пудость), из которого так же построен Пандус к "Висячему садику" и цокольный этаж "Камероновой галереи"
👆 А вот и я, ваш виртуальный гид Мэри М! Мне понравилось в прошлой прогулке к Готическим воротам вспоминать объемные версии "картин" европейских художников, героев которых скульптор Александр Михайлович Таратынов воплотил в бронзе и 2 года они стояли у нас парке. Его проект назывался «Спор искусств. Живопись в 3D версии». Это воплощение довольно мрачной гравюры немецкого живописца Альбрехта ДЮРЕРА "Рыцарь, Смерть и Дьявол". 1513 год
👆 За аркой, в правой части устроены еще одни ворота. Это главный вход, который сейчас-то как раз и закрыт. Сохранились сметы работ по возведению "башни" - 16 000 рублей. Эквивалент этой суммы мне трудно вывести, но мне кажется это не мало.
👆 Вот так выглядит внутренняя часть "руины" от парадного входа у арки. Ну а выйдем в узкий проход, ведущий на мощёную булыжником площадку между 2-м и 3-м уровнем, и дороге насыпного вала от "Готических ворот". Главное не потеряться в этих лабиринтах!
👆 В верхней части арки над парадным входом установлен "главный камень", объясняющий всю суть возведения этой величественной "руинной башни":
"На память войны, объявленной турками России, сей камень поставлен 1768 году"
👆 Вид на "башню-руину" со стороны Екатерининского парка. Справа за деревьями виднеются "Орловские ворота", а по этому красному мостику мы можем уйти на прогулку к "Скрипучей Китайской беседке", "Турецкой плотине", "Мраморному мосту", "Турецкой Бане" и многим другим живописным местам Царскосельского Сада, как называла его венценосная хозяйка
👆 Ну и напоследок маленькая история. Кто бывал на экскурсии в Большом Екатерининском дворце, возможно заметил на стене в одном из залов картину, на котором изображена "Башня-руина", висящая рядом с картиной хозяйки Царского Села кисти Фёдора Степановича Рокотова
👆 Это картина французского живописца, королевского рисовальщика садов, певца античных руин и средневековых сооружений Гюбера Робера "Башня-руина", написанная в Париже в 1783 году. Примечательно то, что он никогда не бывал в России, хотя его приглашала лично Екатерина II. Картину Робер написал по зарисовке графа А.С.Строганова. Подпись свою художник оставил на русском языке на древнем камне в углу картины. Вот такой увидел в своём воображении нашу Башню знаменитый француз!
Ставьте👍лайки или дизлайки👎, пишите комментарии📝! Главное движуха!
А на сегодня всё-ё! Засим пока!😉
Закоулками башни водила Мэри М