Предмет данной работы - что такое историческая социология с точки зрения известного американского социолога и автора одноименной книги - Ричарда Лахмана.
В своей работе Р. Лахман рассматривает крупнейшие темы, которые изучает историческая социология - истоки капитализма, государство, революции, империи, неравенство, гендер и семья и др. на основе анализа крупнейших исследований и работ, посвященных данным областям науки.
По мнению исследователя, социология создавалась с целью объяснить феномен исторического изменения и с самого начала была исторической дисциплиной в силу тех вопросов, которые задавали ее основатели - Маркс, Дюркгейм и Вебер.
Однако, несмотря на это, социология превратилась в дисциплину, внимание которой все больше сосредоточивается на настоящем дне и на том, чтобы объяснить индивидуальное поведение. Сам исследователь критикует подобное сложившееся положение. В подтверждение своих слов американский социолог приводит слова Крэга Калхуна: "самый веский довод в пользу существования исторической социологии до неприличия очевиден (до неприличия, потому что им часто пренебрегают). Это важность изучения социальных изменений" (с.20).
Далее Р. Лахман отмечает различия между исторической социологией и историей. Хотя исторические социологи за последние десятилетия сделали многое для того, что сократить дистанцию, однако все еще существует большая дистанция между двумя науками: по мнению Ч.Тилли, историки разделяют "настойчивое убеждение, что фундаментальными принципами исторической вариативности являются время и место" (с.24).
Другой исследователь отмечает, что "у историков нет привычки, или, скорее, соответствующей подготовки, проводить масштабные сравнения или даже просто работать с общими понятиями, и зачастую они смотрят на все прошлое в целом сквозь призму того конкретного периода, на котором они специализируются" (с. 25).
Таким образом, можно сделать вывод, что историки с точки зрения Р.Лахмана опираются в своих исследованиях на изучении конкретных периодов и стран.
Американский социолог определяет предмет исторической социологии следующим образом: "В противоположность этому исторические социологи организуют свою исследовательскую деятельность и научную карьеру вокруг теоретических вопросов - например, что является причинами революций, чем объясняется вариативность социальных пособий и льгот, предлагаемых государством своим гражданам, как и почему со временем изменилась структура семьи? <...> Цель социологов состоит в конструировании теорий, объясняющих все соответствующие случаи и отвечающих как за сходства, так и за различные вариации. Различия между исторической наукой и исторической социологией, таким образом, обусловлены эволюцией этих двух дисциплин" (с.26-27).
В завершение Р. Лахман отмечает, что теории и методы, используемые социологами, могут помочь в том, чтобы делать предсказания о будущем.