Омский троллейбус в прошлом году отмечал 63-летний юбилей. В отличие от омского же трамвая, его младший брат чувствует себя в нашем городе пока относительно комфортно. Во всем мире, однако, ситуация обратная: троллейбусные системы массово закрываются, а трамвайные, наоборот, испытывают ренессанс. Происходит это по понятным причинам: троллейбус стоит в той же пробке, что и весь транспорт, а трамвай может ее объезжать по обособленным от общего трафика рельсам.
Но вернемся в Омск. За эти 55 лет у нас исчезали не только трамвайные линии, о которых все всё хорошо помнят, но было демонтировано и некоторое число троллейбусных линий, что, исходя из логики прогрессивного по тем временам троллейбуса и архаичного трамвая несколько странно.. Тем не менее, такие участки есть, их немного и у каждого такого участка – своя непростая история и общая для всех печальная судьба. Давайте вспомним их, найдем следы их существования, ну и, вообще, "пройдемся", так сказать...
1. Круговая трасса маршрута №5 по г. Нефтяников (пр. Мира-Нефтезаводская-Магистральная-Химиков-пр. Мира) – самая несчастная и самая загадочная омская троллейбусная линия. Открытая в 1966-67 гг., просуществовала менее 10 лет. Зачем ее ликвидировали, кому она мешала – тайна, не разгаданная до сих пор. Тем не менее, следов ее существования осталось предостаточно и на ул. Химиков, и на ул. Магистральная.
2. Трасса в Чкаловский поселок (по ул. 3-я Транспортная-1-я индустриальная- проходные ПО «Полет»).
Еще одна загадочная трасса. Загадок ровно две. Во-первых, в 1972 году была осуществлена электрификация окружной ж. д. ветки к ст. «Комбинатская». И Омск получил уникальное даже по меркам СССР одноуровневое пересечение троллейбуса и железной дороги. Вот бы увидеть это чудо! Увы, фотографий пока не найдено.
Во-вторых, мной обнаружены следы линии выводящей прямо на Космический пр. на место нынешнего путепровода, минуя проходные ПО «Полет».
Получается, что изначально троллейбусы ездили в Чкаловский, минуя проходные, самое пассажироемкое место (красная трасса на схеме) А потом, видимо, в связи со стройкой путепровода линию проложили через проходные (синяя трасса).
Как все было на самом деле, увы, пока загадка. Некоторое время после закрытия линии в Чкаловский существовал отрезок по 3-й Транспортной до переезда, в начале 90-х был разобран и он.
3. Линии в районе Транспортного института.
Именно там располагалась первая конечная первого омского троллейбусного маршрута. Долгое время на пр. Маркса существовало разворотное кольцо прямо на пр. Маркса, напротив памятника Ленина, исчезнувшее лет 15-20 назад. Кроме этого кольца была линия вокруг сквера с фонтаном
Угловой столб Театральная/Маяковского со следами крепления КС Она исчезла чуть раньше. Одно время в начале 80-х там даже производился ночной отстой троллейбусов, так как депо на Водниках уже не вмещало весь подвижной состав, а депо на ЛБИ еще не было введено в эксплуатацию. Полная ликвидация этих линий – третья непостижимая загадка омского троллейбуса. Дело в том, что теперь, при любом закрытии Центральной площади и ул. Ленина, троллейбусам маршрута №8 невозможно попасть напрямую из центра на ул. Маяковского. Им приходится делать крюк через Ж.Д. Вокзал.
4. Линия по нечетной стороне ул. Ленина и Центральной пл. на участке Драмтеатр-к/т Маяковского.
5. Линии на Левом берегу
Недавно выяснилось, что тролл на самом деле шел Комарова-Перелета в обе стороны и разворачивался на кольце Ватутина в створе улицы Перелета. Так же недавно закрыли линию по боковому проезду на нечетной стороне ул. Лукашевича на отрезке Автовокзал-Диспетческая. Так же ликвидирован неиспользуемый разворот через бульвар на ул. Ватутина.
Источник https://omchanin.livejournal.com/29316.html