Лихие, переломные, бандитские, свободные, веселые, жуткие, революционные, многообещающие и страшные, все это – 90-е годы. Новое время, новая страна и новая музыка. Об этом десятилетии можно писать отдельную книгу, событий, в корне меняющих отечественный шоу-бизнес – море: первые профессиональные рекорд-студии, первые рекорд-лейблы, первые клубы музыкальные и клубы ночные, первые гастроли в провинции настоящих иностранных рок- и поп-звезд, первые компакт-диски и первые диджеи, играющие на виниле не только в Москве, но и на Урале. Было страшно, но весело...
О девяностых невозможно достоверно рассказать, их нужно было пережить. Никому не пожелаешь такого горя... Никогда больше не случится такого счастья…
Говорят, кто правильно провел молодость в 90-х, тот ничего из того лихого десятилетия не помнит. Напрягся и повспоминал немного про самые интересные челябинские гастроли отечественных артистов из дикого времени. Некоторые вещи сегодня кажутся просто невероятными.
Группа Макса Ильина в «Минотавре», Вова Веселкин в «Сизой Черепахе» и «Русский размер» в Martin House
Открытие в начале 90-х в Челябинске первых музыкальных и ночных развлекательных клубов подарило жителям города новый формат выступления приезжих артистов – клубный. В предыдущие десятилетия иногородние певцы и коллективы делали концерты либо на больших площадках – Дворец спорта, цирк, Центральный стадион, либо на средних – в залах ДК (ЖД, «Полет», Гипромез), и не всем на этих просторах было уютно. Открывшиеся же клубы обеспечивали звезде аншлаг при вполне камерной атмосфере в 50 - 150 мест. И вот рокерский «Минотавр» привозит в Челябинск супергитариста из Екатеринбурга Макса Ильина, инди-площадка «Сизая Черепаха» ангажирует из Питера скандалиста Веселкина (который начал своей гомосексуальностью торговать гораздо раньше Бориса Моисеева). А модный ночной Martin House заряжает на свой танцпол в фойе бывшего кинотеатра «Урал» целую серию кислотных звезд того «ПТЮЧ-поколения»: «Русский размер», «Чугунный скороход», Еву Польну и других. Сейчас слова "ПТЮЧ" или "ОМ" ничего не скажут современному любителю музыки, но для клубящихся в 90-х это настоящий культурный код, по которому можно узнать друг друга.
В начале 90-х Челябинск был разбомблен гайдаровскими реформами до основания: стояли заводы, месяцами не выплачивалась зарплата бюджетникам, шахтеры, требуя денег, перегораживали федеральную трассу М5. Челябинские студенты уже не пели «Я хочу быть с тобой», на топе были песни пожестче. «Чаепитие в горящем доме» - композиция Макса Ильина (позже его проект получил название "Собаки Качалова") в точности изображает то время.
«Гражданская оборона» в ДК ЖД и «Сектор Газа» в ДС «Юность»
Посетившие Челябинск русские панки Егор Летов и Юра Хой – фигуры абсолютно культовые, хотя и каждый в своей нише. Песня «Гражданской обороны» «Все идет по плану» в начале 90-х исполнялась буквально всеми уличными музыкантами страны, став настоящим гимном поколения. Хит «Сектора Газа» «Домой» в то жуткое десятилетие - самая популярная песня среди российских солдат-срочников в армии, особенно лихо ее пели после первой чеченской войны 96-го года. «ГО» отыграла сольник, Хой пригласил на разогрев челябинские группы «Пятая власть» и «Другая жизнь». Светлая память обоим панкам!
«Пикник» и Анне Вески на площади Революции
В советское время не было традиции широко отмечать День города (за исключением 250-летнего юбилея Челябинска). Новая же буржуазная власть, стараясь успокоить до предела забитых экономическими реформами граждан, действовала по проверенному принципу «хлеба и зрелищ». «Хлеба» не хватало, зато с начала 90-х в День города стали проводить концерты с участием эстрадных и рок-звезд. Дичайшее сочетание поп-певицы с угасающей уже популярностью Анне Вески и достаточно камерного рок-ансамбля из Ленинграда «Пикник», но таковы были дикие правила дикого десятилетия. Белобрысая эстонка отбарабанила под фонограмму, а вот «Пикник» развернулся на полную мощь. В 93-м году, когда все рок-герои 80-х резко сдулись, Эдмунд Шклярский сотоварищи выпустили полный хитов альбом «Немного огня» и с пылу с жару представили его челябинцам. Традиция открытых шоу на площади Революции была положена.
Александр Новиков в ДС «Юность» и в цирке
Выходу знаменитого блатного барда с зоны посодействовал известный челябинский режиссер Сергей Лукашин, начавший кампанию по сбору подписей за досрочное освобождение Новикова. Артист откинулся, но своего спасителя не отблагодарил, зато дал серию шикарных концертов в Челябинске. Для исполнения с виду простых песен в жанре «русский шансон» Новиков ангажировал лучших музыкантов Екатеринбурга. Еще недавно те же Алавацкий, Елизаров и Хоменко блистали в составе «Наутилуса», а Павел Устюгов, Игорь Злобин и Владимир Желтовских рубились в «Чайфе», но в Челябинске они исполняли «Вези меня, извозчик», «Помнишь, девочка», «Вано, послушай» и делали это с высочайшим уровнем качества и музыкального вкуса. Так круто, как инструментальная группа Александра Новикова, шансон в Челябинске больше не играл никто и никогда.
- Когда шла на концерт в цирке, то хотела подарить любимому певцу цветы, но Челябинск жил в начале 90-х так бедно, что даже на Зеленом рынке не было ни одного цветочника, - рассказывает одна из зрительниц. – Расстроилась сильно… Артист тогда шутил, что он недавно купил совхоз «Цветы Урала», и утешал всех, обещая завалить Челябинск своими фирменными розами. Выступление было невероятным по настроению и положительной энергетике, в те трудные годы лиричные и веселые песни Новикова реально помогали людям выживать.
«Лига блюза» в драмтеатре
В середине 90-х интерес к жанру «рок» среди россиян упал до предела, а новые герои стиля рокапопс только начинали свой поход к славе. В этот момент освободившуюся нишу на какой-то короткий миг занял традиционный блюз. С большим успехом в Челябинске сыграли москвичи из «Лиги блюза», совершенно неожиданно (даже для себя) собравшие аншлаг. Массовая аудитория грусть дельты Миссисипи вскоре променяла на модное мяуканье Земфиры и «Мумий Тролля», но то «лиговское» выступление оказало огромное влияние на челябинских музыкантов. Именно после концерта команды Николая Арутюнова в челябинских клубах начали давать блюзового жара группы Михаила Филиппова, Вадима Красюка, Сергея Кротова и других классных исполнителей русского блюза с американскими корнями.
"Лигу Блюза" в драмтеатре разогревала челябинская команда "Роли Поли". И группа Валерия Каримова сыграла не хуже столичных адептов жанра. Вы только послушайте, какую МУЗЫКУ исполняли в 90-х...
«Агата Кристи» в «Юности»
Челябинск уже знал, что «Агата Кристи» - крутые, еще в 80-х, когда никому неизвестные братья Самойловы играли на своих первых гастролях в зале ЧПИ. И после того как у земляков-уральцев ударно разошлись полные хитов альбомы "Позорная звезда" и "Опиум", челябинцев не покидало удовлетворенное ощущение «а мы первыми открыли этих классных парней». Братья не подкачали, концерт «Агаты» в переполненной «Юности», а через год и второй, были суперскими.
Это был пик славы совсем молодых еще ребят из Екатеринбурга, удовлетворенных тем, как, буквально, вся страна распевала «Сказочную тайгу» и «Я на тебе, как на войне». От обрушившейся славы легко сносит крышу... И к южноуральским журналистам перед концертом во дворце спорта «Юность» вышли артисты, зараженные звездной болезнью от пяток до макушки, – братья Самойловы просто лучились самодовольством. «Господа журналисты, у вас три минуты времени», - чеканно объявил Глебсон и аж пальцами прищелкнул да губами причмокнул, так он нравился в этот момент самому себе. В крохотной комнатке за кулисами «Юности» набилось десятка три местных акул пера, рассчитывающих на долгий разговор со вчера прославившимися земляками-уральцами. От постановки темы: «У вас три минуты» возникла секундная пауза, все решали, кто первым задаст таким крутым перцам вопрос поумнее…
И тут, растолкав всех коллег локтями, к столику с «агатовцами» пробилась бойкая журналистка Ксения. И завизжала со всей мочи: «У меня ФИЛОСОФСКИЙ вопрос к Глебу Самойлову!!!». Глеб встревоженно привстал со стула, звездная спесь на миг слетела с автора «Маленького Фрица», музыкант напрягся, готовясь умно или хотя бы остроумно ответить на вопрос с явным подвохом от высокоинтеллектуального челябинского СМИ.
«Глеб!!! – снова заорала Ксения, еще больше привлекая к себе внимание. – Вы когда-нибудь встречались с НЛО?». Повисла пауза… Самойлов покраснел, не зная, что ответить. А потом все начали так ржать, что пресс-конференция завершилась. Раскрепостившись и отсмеявшись, «Агата» вышла на сцену и сыграла настолько ярко и мощно, что переполненный зал «Юности» ходил ходуном. Только Глеб был мрачен, басист все время ерзал на стуле (он выступал сидя), наверное, искал ответ на философский вопрос челябинской журналистки.
«Технология» и Богдан Титомир в «Юности» и «Иванушки International» в драмтеатре
Поп-кумиры одного конкретного десятилетия. Их не знали до 90-х, их быстро забудут после. Но в дикое лихолетье бандитских разборок и гайдаровского разграбления, кожаные, модно причесанные и элегантно одетые Рома Рябцев и Игорь Сорин были ЗВЕЗДАМИ реальными, а «Странные танцы», «Делай, как я» и «Тучи» распевала вся страна. Сцены заваливались мягкими игрушкам, по полу потоком струились девичьи слезы, такую искреннюю отдачу эмоций от юных зрительниц, наверное, испытывали только Beatles в 1965 году.
Филипп Киркоров в ДС «Юность»
Тогдашний муж Аллы Пугачевой был настолько популярен, что даже его пресс-конференция с тупыми вопросами челябинских журналистов транслировалась в прямом эфире радио «Интерволна». Еще раз, повторю - пресс-конференция в прямом эфире на весь Южный Урал! Сумасшедшие 90-е... Зрители буквально ловили каждое слово своего кумира.
Владимир Кузьмин и Юрий Лоза в «Юности»
«Динамик» и Лоза выступали в «Юности» в разное время, но чем-то их концерты похожи. И Кузя, и Юра – кумиры прошлого десятилетия, но только открытость и свобода 90-х дали им возможность выйти на большие площадки. И они ею воспользовались по полной программе, собирая битком набитые дворцы спорта. В провинции Кузьмина и Лозу и так бы схавали, однако, к чести артистов, они везли в наш город полный живой состав (Лоза даже прихватил какой-то поп-дуэт из Югославии) и вкалывали до седьмого пота (Кузьмин за время выступления трижды менял футболки и носки, его за кулисами быстренько переодевала жена–американка Келли).
«Коррозия металла» и «Ария» в ДС «Юность»
Последние герои русского тяжелого рока в тот момент находились на пике своей популярности. Группа Паука только что выпустила культовый альбом «Каннибал», распространив по России бациллы трэша, а команда Кипелова - Холстинина пожинала плоды славы после «Игры с огнем». Уже через пару лет уделом русских металлистов станут небольшие клубы с сотней-другой укуренных в хлам зрителей, мода на подобную музыку уйдет просто стремительно. Но в начале 90-х отечественный хэви метал еще способен был собирать стадионы.
На концерте "КМ" и "арийцев" первый раз в «Юности» открыли партер, не ставя на лед ряд кресел, – все равно металлисты снесут. Море молодежи! Полный трэш-угар! А в качестве аперитива – челябинская трэш-команда Firetower, сыгравшая ничуть не хуже записных лидеров.