Управление ликвидностью (англ. Liquidity management) является краеугольным камнем в функционале каждого казначейства или финансового отдела любой организации.
Те, кто упускает из виду риски, связанные с вероятностью утраты доступа фирмы к наличным деньгам или так называемого «кассового разрыва» (отсутствия наличных средств для оплаты счетов), делают это на свой страх и риск, и часто такая ситуация ведет если не к полной, то ко временной приостановке деятельности.
То, насколько внимательным будет отношение руководства компании и ее финансового блока к задачам, связанным с управлением денежными потоками, наличными средствами в кассе и остатками ДС на банковских счетах, напрямую влияет на способность компании финансировать закупки материалов, оплаты услуг и инвестиций, а также покрытия долгов.
Планирование ликвидности имеет решающее значение для обеспечения платежеспособности компании и степень важности этой задачи не должна быть недооценена.
Буквально процесс управления ликвидностью предполагает сопоставление размера имеющихся и ожидаемых поступлений наиболее ликвидных активов (тех, которые можно легко и быстро конвертировать в денежные средства) с краткосрочными и долгосрочными обязательствами организации.
В практическом плане целью этих мероприятий является не допустить:
- кассовые разрывы,
- необходимость привлекать краткосрочные кредиты для покрытия операционных расходов или
- срочную продажу активов компании по заниженной стоимости.
Обычно данная функция возлагается либо на менеджеров финансового блока (на главного бухгалтера, если иных финансовых руководителей в компании нет) или корпоративных казначеев(в крупных корпорациях).
Самым широко распространенным и довольно наглядным индикатором актуального положения дел в части управления риском потери ликвидности является расчет коэффициента текущей ликвидности (для того, чтобы найти это значение необходимо разделить текущие активы на краткосрочные обязательства).
В рамках работы над снижением риска потери ликвидности компании финансовый директор, финансовый контроле и корпоративный казначей должны иметь тесное взаимодействие с блоком, отвечающим за управление дебиторской задолженностью (англ. receivables management).
Проще говоря, сотрудники этого блока отвечают за то, чтобы клиенты компании своевременно оплачивали свои счета. А для тех работников, кто отвечает за корпоративные финансы фирмы, важно еще, чтобы этот процесс был упорядочен, предсказуем: т.е. чтобы поступающие от клиентов суммы не только использовались для покрытия краткосрочных обязательств, но и обеспечивали формирование денежного резерва и достижение инвестиционных целей компании.
Несмотря на то, что обычно это не входит в должностные обязанности корпоративного казначея, всё же часто в компаниях именно им приходится осуществлять мониторинг непогашенных платежей каждого клиента и уровня его платежеспособности. Обычно эта работа ведется в сотрудничестве со специалистами по работе с ДЗ в рамках составления или анализа прогноза или бюджета движения денежных средств (БДДС).
Вторым краеугольным камнем процесса управления ликвидностью компании является противоположное направление – контроль расходов или управление кредиторской задолженностью. Основной принцип в рамках этого направления – отложить оплату приобретенных товаров/ услуг или обслуживание непогашенных обязательств и долгов фирмы перед третьими сторонами как можно дальше. Но, при этом, казначеи обязаны отслеживать, выявлять и расследовать все случаи невыполнения компанией своих обязательств в установленный срок.
Вообще, любой опытный корпоративный казначей или финансист скажет, что управление ликвидностью компании тесно связано с понятием денежного цикла: чем он короче, тем лучше для бизнеса.
Исходя из понятия и формулы денежного цикла, можно расшифровать это следующим образом:
- необходимо стремиться к тому, чтобы оплачивать кредиторскую задолженность как можно позже, но без рисков для бизнеса,
- необходимо следить за тем, чтобы были минимизирован производственный / операционный цикл,
- необходимо стремиться к сокращению срока и увеличению коэффициента собираемости «дебиторки».
Кроме того, к распространенным инструментам управления рисками ликвидности, используемым многими фирмами различного размера, относятся:
- Кэш-пулинг – консолидация денежных средств на едином мастер счете для покрытия долгов или инвестирования свободных денежных средств филиалов или «дочек» компании.
- Неттинг – централизация расчетной и платежной функции нескольких дочерних предприятий или филиалов в одном финансовом центре (с взаимозачетом встречных требований, если это допустимо местным законодательством).
- Фабрика платежей – автоматизация платежной функции.
- Оптимальная система формирования прогнозов и планов движения денежных средств: БДДС и платежный календарь.
- Внутрикорпоративные и межкорпоративные займы.
- Открытие кредитных линий в банках, а также иные способы привлечения внешнего финансирования (например, синдицированный кредит, IPO).
- Инвестирование временно свободных денежных средств с максимальной выгодой.
Обо всех вышеперечисленных способах мы уже писали подробнее: