Найти тему
Ваш Казначей

Управление ликвидностью в компании: принципы, подходы и инструменты

Управление ликвидностью (англ. Liquidity management) является краеугольным камнем в функционале каждого казначейства или финансового отдела любой организации.

Те, кто упускает из виду риски, связанные с вероятностью утраты доступа фирмы к наличным деньгам или так называемого «кассового разрыва» (отсутствия наличных средств для оплаты счетов), делают это на свой страх и риск, и часто такая ситуация ведет если не к полной, то ко временной приостановке деятельности.

То, насколько внимательным будет отношение руководства компании и ее финансового блока к задачам, связанным с управлением денежными потоками, наличными средствами в кассе и остатками ДС на банковских счетах, напрямую влияет на способность компании финансировать закупки материалов, оплаты услуг и инвестиций, а также покрытия долгов.

Планирование ликвидности имеет решающее значение для обеспечения платежеспособности компании и степень важности этой задачи не должна быть недооценена.

Буквально процесс управления ликвидностью предполагает сопоставление размера имеющихся и ожидаемых поступлений наиболее ликвидных активов (тех, которые можно легко и быстро конвертировать в денежные средства) с краткосрочными и долгосрочными обязательствами организации.

В практическом плане целью этих мероприятий является не допустить:

  • кассовые разрывы,
  • необходимость привлекать краткосрочные кредиты для покрытия операционных расходов или
  • срочную продажу активов компании по заниженной стоимости.

Обычно данная функция возлагается либо на менеджеров финансового блока (на главного бухгалтера, если иных финансовых руководителей в компании нет) или корпоративных казначеев(в крупных корпорациях).

Самым широко распространенным и довольно наглядным индикатором актуального положения дел в части управления риском потери ликвидности является расчет коэффициента текущей ликвидности (для того, чтобы найти это значение необходимо разделить текущие активы на краткосрочные обязательства).

В рамках работы над снижением риска потери ликвидности компании финансовый директор, финансовый контроле и корпоративный казначей должны иметь тесное взаимодействие с блоком, отвечающим за управление дебиторской задолженностью (англ. receivables management).  

Проще говоря, сотрудники этого блока отвечают за то, чтобы клиенты компании своевременно оплачивали свои счета. А для тех работников, кто отвечает за корпоративные финансы фирмы, важно еще, чтобы этот процесс был упорядочен, предсказуем: т.е. чтобы поступающие от клиентов суммы  не только использовались для покрытия краткосрочных обязательств, но и обеспечивали формирование денежного резерва и достижение инвестиционных целей компании.

Несмотря на то, что обычно это не входит в должностные обязанности корпоративного казначея, всё же часто в компаниях именно им приходится  осуществлять мониторинг непогашенных платежей каждого клиента и уровня его  платежеспособности. Обычно эта работа ведется в сотрудничестве со специалистами по работе с ДЗ в рамках составления или анализа прогноза или бюджета движения денежных средств (БДДС).

Вторым краеугольным камнем процесса управления ликвидностью компании является противоположное направление – контроль расходов или управление кредиторской задолженностью. Основной принцип в рамках этого направления – отложить оплату приобретенных товаров/ услуг или обслуживание непогашенных обязательств и долгов фирмы перед третьими сторонами как можно дальше. Но, при этом, казначеи обязаны отслеживать, выявлять и расследовать все случаи невыполнения компанией своих обязательств в установленный срок.   

Вообще, любой опытный корпоративный казначей или финансист скажет, что управление ликвидностью компании тесно связано с понятием денежного цикла: чем он короче, тем лучше для бизнеса.

Исходя из понятия и формулы денежного цикла, можно расшифровать это следующим образом:

  • необходимо стремиться к тому, чтобы оплачивать кредиторскую задолженность как можно позже, но без рисков для бизнеса,
  • необходимо следить за тем, чтобы были минимизирован производственный / операционный цикл,
  • необходимо стремиться к сокращению срока и увеличению коэффициента собираемости «дебиторки».

Кроме того, к распространенным инструментам управления рисками ликвидности, используемым многими фирмами различного размера, относятся:

Обо всех вышеперечисленных способах мы уже писали подробнее: