Цены на бензин в наше время шокируют многих. Проезжая мимо «газовых» АЗС, начинаешь невольно завидовать тем, у кого установлено газобаллонное оборудование (ГБО). И действительно, в последнее время резко возросло количество установивших на свои автомобили ГБО, даже несмотря на высокую стоимость оборудования и повышенного внимания со стороны сотрудников ГИБДД. Расскажем, насколько выгодна установка ГБО, и выгодна ли вообще.
Причины, по которым автовладельцы устанавливают ГБО
Очевидно, самая явная причина установки ГБО – вдвое меньшая стоимость газа (будь то пропан или метан). Средняя цена пропана – 22 рубля, бензина стандарта АИ-95 – 46 рублей (усредненные данные по ЦФО). Казалось бы, за стоимость одного бака бензина можно получить два баллона газа схожего объема. Но не все так просто (об это далее).
Также бытует мнение, что двигатель, работающий на газу, менее подвержен загрязнениям продуктами сгорания. Да и вообще работа двигателя на газу, якобы, заметно тише.
Ну и совсем экзотический вариант – увеличение дальности хода на одной «заправке». Сеть АЗС достаточно развита, чтобы не принимать эту причину установки ГБО в расчет. Поэтому, примем к рассмотрению две основные причины: экономическая и техническая.
Отличительные особенности рабочих процессов двигателей при работе на газу
В общем и целом работа двигателя на газу отличается от работы на бензине лишь немного меньшей мощностью и повышенным расходом топлива; эти особенности исходят из сравнительно меньшей теплотворности газа (для примера возьмем пропан). Но внутри двигателя происходят несколько иные изменения.
Газ принципиально отличается от бензина как химическим составом, так и агрегатным состоянием, поэтому работа двигателя на пропане имеет некие отличительные черты, о которых должен знать каждый, кто желает установить ГБО на свой автомобиль:
1. Почти полное отсутствие детонации;
2. Сравнительно долгое горение топливно-воздушной смеси;
3. Широкий диапазон значений составов топливно-воздушной смеси, при которых обеспечивается нормальная работа двигателя;
4. Малая доля продуктов сгорания газа;
Если первый и четвертый пункт можно отнести к положительным чертам, то второй и третий пункты являются в данном случае «бичами». Не вдаваясь с головой в теорию, в совокупности долгий процесс горения смеси и возможная работа на сильно обедненных смесях приводят к колоссальной термической нагрузке на выпускные клапаны – это и есть главная проблема использования газа в качестве топлива. При отсутствии должной регулировки и настройки оборудования двигатель может работать на сильно обедненных смесях, при этом водитель не заметит существенных изменений в поведении автомобиля. В сравнении с бензином (жидкостью), газ лучше перемешивается с поступающим в цилиндры воздухом, поэтому смесь получается максимально однородной, что и позволяет двигателю нормально работать даже на сильно бедных смесях.
Экономическая выгода использования ГБО
Теперь, когда все плюсы и минусы установки ГБО известны, можно рассчитать, а выгоден ли вообще переход на газ. Итак, для примера возьмем автомобиль с ежегодным пробегом в 12000 км и средним расходом топлива 10 литров на 100 километров. Ежегодно владелец тратит на бензин весьма кругленькую сумму – около 54000 рублей. И решил он установить на свой автомобиль ГБО последнего поколения и зарегистрировать установку в ГИБДД (владелец не хочет заправляться по ночам и не желает «трястись» перед каждым экипажем ГИБДД). При расходе газа 11,5 литров на 100 километров при этом же годовом пробеге траты на топливо будут заметно ниже – примерно 30000 рублей в год. В среднем установка ГБО 5-го поколения на 4-х цилиндровый двигатель вылезет в 80000(!) рублей. Имеем следующую картину: для того, чтобы данный владелец хотя бы окупил стоимость установки ГБО, он должен подождать почти 4 года! При условии отличной настройки и качественной установки двигатель не потребует вмешательств после пробега почти 50000 км на газу, но так бывает не всегда…
Что же следует из вышесказанного? Для того, чтобы установка ГБО принесла пользу, необходимо соблюдение хотя бы одного из двух условий: сравнительно высокие годовые пробеги автомобиля, или(и) большой расход топлива. Для примера приведем таблицу приблизительной окупаемости установки ГБО 5-го поколения за 1 год:
Также стоит не забывать про возможный ремонт головки блока цилиндров и клапанной группы. Данный ремонт продлит срок окупаемости, т.к. стоимость ремонта составит около 25000 рублей (в зависимости от конкретного двигателя).
Подведем итоги. Установка ГБО действительно выгодна, но не всегда. Необходимо учитывать то, какой годовой пробег у автомобиля, какой средних расход топлива, на какое время приобретался автомобиль. Конечно, окупаемость установки ГБО можно повысить, установив ГБО 4-го поколения, либо вообще не зарегистрировав установку ГБО, но обычно «кроилово ведет к попадалову».