Стриминговый сервис Netflix продолжает радовать зрителей разнообразными полнометражными фильмами, все больше расширяя не только жанровую составляющую, но и географию. Одна из недавних новинок - итальянская криминальная драма "Безжалостный" ("Lo spietato").
Картина режиссера Ренато Де Марии основывается на книге журналистов Пьетро Колаприко и Луки Фаццо "Менеджер девятого калибра". Главный герой фильма - Санто Руссо - мальчик из Калабрии, самого бедного региона Италии. В 1967 году его семья по ряду причин вынуждена покинуть родину и переселиться в один из пригородов Милана - Буччинаско. Через несколько лет повзрослевшего Санто по стечению обстоятельств обвиняют в краже, которую он не совершал, и отправляют отбывать наказание в тюрьму для трудных подростков. Там его жизнь круто меняется раз и навсегда после встречи с представителями преступного мира. Санто начинает взбираться по "карьерной лестнице" итальянского мафиози.
Фильм сопровождает главного героя на протяжении четверти века, которая становится исторически важной для всей Италии. Начиная от экономического бума 60-х до так называемого "Милан как напиток" ("Milano da bere") 80-х годов, - периода крупных бизнесменов и "легких денег". Повествование, разбавленное небольшими документальными вставками, почти целиком основано на фигуре Санто, сочетающей в себе бандитскую натуру с имиджем настоящего яппи. Актер Риккардо Скамарчо вполне успешно справляется с главной ролью и является основной движущей силой фильма. Умело чередуя угрюмую гангстерскую физиономию с простоватым лицом городского ловеласа, Скамарчо проводит зрителя вместе с главным героем от ограблений ювелирных магазинов в бедняцких кварталах до похищений людей и крупных сделок по продаже героина.
Складывается ощущение, что путь Санто к вершине пирамиды преступного мира не останавливается ни на минуту. Даже после очередного длительного попадания за решетку главный герой умудряется вернуть себе власть и восстановить репутацию благодаря собственной изворотливости. Кому-то подобный сценарий может показаться чересчур наивным, но мораль сей истории предельно проста. Простоватый провинциал добивается успеха не гениальной расчетливостью, а всего лишь жестокостью и ненавистью ко всему, что стоит у него на пути.
Если внимательно присмотреться, то Санто не хватает некоторой последовательности в поступках. Да и он совсем не напоминает старомодного итальянского мафиози, исповедующего семейные ценности. Это, скорее, человек, "сделавший себя сам", прагматичный бизнесмен до мозга костей, умеющий подстраиваться под обстоятельства и извлекающий выгоду из любой ситуации. Двуличность главного героя хорошо видна и во взаимоотношениях с женщинами. С одной стороны, дома его ждут верная жена и дети, а с другой - он целыми днями крутит роман с молодой художницей. Метафора в противостоянии традиционных ценностей и новых веяний будущего более чем очевидна.
В самой истории нет ничего необычного, но зато интересными выглядят режиссерские решения Ренато Де Марии. В визуальном ряде он соединяет нуар, eurocrime 70-х и местами даже американский Blaxploitation с эффектным монтажом. Динамичное повествование сочетает в себе сцены насилия и ироничных диалогов, но не является при этом тяжелым для восприятия. Немалую роль в этом сыграл и разношерстный саундтрек из итальянских звезд 70-х и 80-х годов.
"Безжалостный" получился более легковесным и менее острым, чем традиционный фильм о мафии. Здесь нет долгих размышлений и глубокомысленной философии. Зато есть ностальгия о времени, в котором было место не только неоправданной жестокости, но и настоящей романтике.
Если вам понравился материал, ставьте лайк, подписывайтесь на канал и не пропустите предыдущие тексты:
Как правильно залечь на дно в Брюгге
Открывая Тоскану. По следам Тарковского
Гермиона уже не та
Топ 11 интересных фильмов 2018 года
Выходи играть. Рецензия на фильм "Клаустрофобы"
О своих пожеланиях в работе канала пишите в комментариях