Найти тему

Эвакуация из Таллина 1941 год.

Хочу показать вам часть исторической подборки исторического факта в хронологическом порядке. Работа ещё не закончена, Считайте, что это черновик. И так...

26 августа 1941 года. Получен приказ эвакуировать войска из столицы Эстонии - Таллинн. Сухопутные войска прорываются через Нарву. Кораблям в 200 вымпелов прорываться в Кронштадт.

Пусть мне объяснит кто-нибудь: почему подготовив войска к войне 19 июня, оставляют у самой границы 200 кораблей? Настолько были уверены, что «малой кровью, могучим ударом»?

27 августа. Начинается посадка войск на корабли для эвакуации из Таллина. Под флагом командующего флота в охранении эсминцев и в сопровождении тральщиков, вышел крейсер «Киров». Начальник штаба вышел на лидере «Минск». В отряде прикрытия конвоя насчитывалось 20 боевых кораблей.

27-29 августа, при эвакуации из порта Таллинн, приняли участие 23 судна Балтийского государственного морского пароходства, включая (?! надо было Кузнецову писать «плюс») 5 латвийских судов, прибывших после эвакуации из Риги. Из них 25 погибло в море, 3 выбросились на берег острова Готланд и только один дошёл до Ленинграда, (когда) пароход «Сауле», снялся самостоятельно с камней о. Готланд. Потоплены почти все лучшие суда торгового флота Балтийского моря, имевшие вместительные трюмы, ледовое подкрепление и тяжеловесные стрелы. Вместе с судами погибло более 10 тысяч человек.

Сопротивление противнику на Моонзундском архипелаге продолжалось до октября месяца. См. 5 октября.

Когда я не мог сопоставить два этих факта, то не до конца осознавал преступность действий командования. Держать флот и корабли в Таллинне, когда Вермахт выходит к Ленинграду на конечную остановку трамвая.

Ещё 29 июня командование Кригсмарине усиливает минные поля в Финском заливе, между мысом Юминда и маяком Кальбодагрунд, установив там более 3 тысяч мин. Чтобы воспрепятствовать тралению минных полей устанавливают батарею 15 см орудий.

Снова вопрос: чем занимался флот, когда с 29 июня у него под носом ставят минные поля? А ведь стоило чуть опередить противника и эти суда можно было ещё успеть отправить в Белое море, где катастрофически не хватало судов и боевых кораблей. Всё описание усилий, приложенных для эвакуации (героического драпания) из Таллина… Надо было только понять, что все корабли на Балтике это уже не помощь, а обуза, и отправить их из Балтики на Север, где они могли бы реально помочь в перевозке грузов по ленд-лизу.

8 сентября немецкие войска выйдут к Ладожскому озеру, займут Шлиссельбург. Таким образом, сухопутное сообщение Ленинграда с остальной страной было прервано. Началась блокада города, продлившаяся 872 дня.

Эвакуированы 225 тысяч. Ещё 200 тысяч человек эвакуировано вместе с заводами. С началом блокады города эвакуированы ещё 650 тысяч ленинградцев, и с началом навигации 1942 года вывозят 405 тысяч человек. К зиме 1942 -43 годов в городке остаются 640 тысяч человек. См. 18 января 1943 года.

Вермахт выходит на дистанцию артиллерийского обстрела Ленинграда и расстреливают трамвай на конечной остановке города. Перерезана железная дорога, идущая в Ленинград, и из города силой эвакуируют 395 000 детей, но 170 000 оказались в районах близких к фронту и их возвращают в город.

28 августа. Только представить армаду кораблей длиной в 15 миль (27 км) 200 вымпелов, обречённых на уничтожение большей части. Опасаясь оторванных с минрепом мин корабли встали в темноте, чтобы подвергнутся бомбёжке с самого утра. 29 августа отряд главных сил прибыл в Кронштадт. Описание этой трагедии можно прочитать в других источниках. Но здесь всё больше можно убедиться в правильности выражения: «Чем меньше ума у командования, тем больше героизма нужно от солдат».

Из 195 кораблей, транспортных и вспомогательных судов погибли 53 во время перехода. Транспорты приняли 23 тысячи человек, погибло во время перехода 4 тысячи. Из 17 тысяч человек, находящихся на гибнущих кораблях, более 12 тысяч удалось спасти.

Попробуем взять среднестатистические цифры: 2300/195=117 человек на корабль. Из 23 000-17 000= 6 тысяч не побывали в воде и не были в катастрофах с тонущими кораблями.

Для меня не оправдание командующего флотом Кузнецова, что опыт эвакуации из Таллинна помог эвакуации из Одессы. Боюсь, что опытом никто не делился. Так как в последующем не захотели эвакуировать солдат и моряков из Севастополя, спасая командование на торпедных катерах и самолётах. Октябрьский попытается спасти корабли Чёрного моря, которые потом погибнут у него в Азовском море и в водах Дона.

«Наши потери при прорыве из Таллинна в Кронштадт могли быть значительно меньшими, имей мы не три с половиной десятка тральщиков, а минимум сотню» Кузнецов.

Можно было бы поверить и этому, если не совместить два события одного дня, начало эвакуации из Таллина и расстрела трамвая на конечной остановке в Ленинграде. Позволить минировать Финский залив, чтобы потом героически преодолевать минные поля. А что было бы, если с началом военных действий переправить большую часть торговых кораблей на Белое море, а боевые в Кронштадт?