Найти тему

Вымышленный мир: творческая бифуркация

Оглавление

Вечерние размышления

Александр Роднянский, известный российский продюсер, сказал в интервью журналу "Афиша" такие слова:

"Если для понимания истории, рассказанной в фильме, нужно что–то заранее знать о событиях и героях фильма – картина не имеет никакого шанса".
Но предположим, что это так...
Но предположим, что это так...

В данном случае происходит ситуация та же самая: если сразу перейти к сути, то не будет ничего понятно, а знать ничего заранее вы не обязаны, поэтому буду все рассказывать по ходу дела.

Каждый человек, согласно своей изначальной природе, стремится к какой–либо форме самовыражения, попытке самореализации и передачи своего внутреннего мировоззрения, а также его обогащения, ведь именно многообразие субъективного восприятия действительности наполняет человеческий мир.

Попытка нарисовать Безмятежность XP
Попытка нарисовать Безмятежность XP

Формы эти бывают самыми разнообразными: как примитивными, так и сложными - и зависят они от уровня духовного роста конкретного индивида, поэтому кто–то ставит себе цель – хорошо поесть, выпить пива, баночек двадцать, и познакомиться с кем-нибудь поближе, также двадцать раз, а кто-то предпочитает написать стихотворение или поэму, написать музыку, снять фильм, короткометражный или полнометражный.

А можно и совместить приятное с полезным...
А можно и совместить приятное с полезным...

Разумеется, одного без другого не бывает. Как написано в учебнике по культурологии под редакцией Юрия Никифоровича Солонина и Моисея Самойловича Кагана:

"Человек существует не только в природе или обществе, но и в культуре".

Но в нашем случае мы скажем немного по-другому: не только в обществе и культуре существует человек, но и в природе.

"Во второй половине XVII столетия в европейской мысли утвердилась идея английского философа Т. Гоббса и немецкого правоведа С. Пуффендорфа о двух основных состояниях, в которых способен пребывать человек: естественном или природном состоянии (status naturalis) и культурном состоянии (status culturalis)".

Все формы самовыражения, независимо от того, насколько они примитивны или сложны, делятся на две основные категории: творение и потребление.

Именно по этой причине быть одновременно потребителем и творцом совершенно нормально. С потреблением, конечно, все достаточно просто, даже безынтересно за исключением того факта, что человек опять же употребляет то, что соответствует его духовному росту, а также важен тот факт, что не каждый человек однозначно может являться творцом в какой-либо области.

Это я о себе. За то, что отклонился от темы.
Это я о себе. За то, что отклонился от темы.

Кто такой творец?

Творец – человек, который занимается творчеством. Что такое творчество? Творчество – процесс или итог создания субъективно нового.

И видов творчества очень много: вопрос субъективных классификаций, оттого бесчисленных. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Даже сам автор (о себе в третьем лице) не способен повторить результат своего творения, по той причине, что человек находится в постоянном движении, постоянном изменении.

Моя жизнь в постоянном движении
Моя жизнь в постоянном движении

Для данной работы будет предложена данная классификация видов творчества:

Таблица 1. Классификация видов творчества.
Таблица 1. Классификация видов творчества.
  • Достаточно по ГОСТу? 🤔

Основной критерий, отличающий техническое творчество от изготовления (производства) – уникальность его результата. Если вы держите в руках какой-либо мобильный телефон, то сталкиваетесь, на самом деле, с произведением искусства, в котором есть все, от какого-либо вида. Мы имеем дело с дизайном, который является разновидностью художественного творчества, а также с бешеной вереницей разработанных технологий, подтвержденных и опровергнутых теорий - и вот результат, преобразовавший всю нашу реальность.

-7

Кстати, о теориях: для научного творчества важно прояснить вопрос о фундаментальном различии естественных наук и гуманистики.

Гуманистика – совокупность аналитических рассуждений, сконцентрированных на культуре, литературе, языке, искусстве, истории и т.п.

И существенным отличием естественных наук от гуманистики является разное отношение к объективности открытия.

Любая гуманистическая теория недоказуема и субъективна, в связи с абсолютной невозможностью обнаружения истины. Именно поэтому творческое начало в гуманистических науках настолько сильно, именно поэтому гуманистические науки полны разнообразных неточностей и допущений, так как несовершенна и многомерна человеческая природа.

Гуманистика как подвид научного творчества и художественное творчество имеют также еще одно важное отличие от технического творчества и творчества, связанного с науками естественными – абсолютно разное отношение к бифуркации.

Конечно же, вам интересно, что это за заморский зверь - бифуркация.

Мы говорим о бифуркации не как о понятии биологическом, психологическом или о чем-то таком
Мы говорим о бифуркации не как о понятии биологическом, психологическом или о чем-то таком

Все определения данного понятия, исходя из какой-либо научной области, будут узкими и абсолютно ненужными.

Мы сейчас упомянем понятие "бифуркация" в широком смысле:

Обозначение всевозможных качественных перестроек или метаморфоз различных объектов при изменении параметров, от которых они зависят.

В основе бифуркации лежит разветвление чего-либо, ведь понятие происходит от латинского "bifurcus", означающее "раздвоенный".

Место, где происходит данное разветвление, носит название "точка бифуркации".

В концепции фантастической, а особенно в научной фантастике, бифуркация является разделением времени на несколько разных ветвей, в каждой из которых происходят различительные события.

Особо показательной для узкого смысла нашего понятия является сцена из "Назад в будущее II", где доктор Эммет Браун, один из главных героев фантастической трилогии о путешествиях во времени, объясняет Марти МакФлаю специфику создания альтернативных вселенных.

Если данную идею применить к действительности, то будет объективно предположить, что каждый момент нашей существующей реальности может восприниматься как точка бифуркации. И что более важно, каждый человек воздействует на вселенную. Вопрос только в том, на какую именно.

Что за бред, Ностальгирующий Москвич?
Что за бред, Ностальгирующий Москвич?
  • Разумеется, данный подход сугубо философский, его нужно просто принять за правду, опять же данная точка зрения не может являться истиной в последней инстанции, но также имеет место существовать, ведь сейчас мы с вами занимаемся именно гуманистикой (терпите меня или закрывайте страницу).

Именно это отношение к бифуркации и имеется ввиду (если вы потеряли нить разговора, то просто забудьте о предыдущем абзаце). Техническое творчество, естественнонаучное творчество двигают вперед человечество в технологическом прогрессе, в прогрессе естественном, но отнюдь не в гуманитарном. Каждый раз, когда появляется человек, создающий что-то новое, он образует точку творческой бифуркации, которая отдаляет нашу современную реальность от того, что было до этого.

Творческая бифуркация - эволюционное ответвление от нынешнего состояния действительности, преображение реальности посредством каких-либо созидательных или разрушительных человеческих действий.

Другими словами, толчок, который изменяет наше существование, но принципиальным отличием бифуркации от толчка является тот факт, что можно представить себе, с творческой точки зрения, возможное существование реальности, в которой этого события не произошло или произошло совсем другое.

Данное определение очень подходит под понятие "альтернативная история", но если так посудить, то альтернативной историей будет являться любое художественное произведение, если оно не является документалистикой.

-10
Фундаментальное отличие документалистики от других художественных произведений является использование реальных источников с целью передачи интересной истории, которая имела места быть в нашей с вами реальности, с минимумом искажений, тогда как обычное художественное произведение использует намеренное искажение реальности с целью создания интересной истории, которая не произошла на самом деле.

Обратите внимание: для создания художественного произведения, у которого есть какой-либо сюжет, мы создаем каких-либо новых персонажей, которые похожи на людей или нет, новые изобретения или перемещаем действие на другую планету, используем магию для объяснения каких-либо новых явлений, полностью меняя концепцию мироздания, то есть мы искажаем нашу собственную реальность в какой-либо исторической точке, образуя вымышленный мир, и именно это называется художественная бифуркация.

Художественная бифуркация оказывает воздействие не на наш с вами реальный мир, а образуют вымышленный с абсолютно новыми, невозможными для нашей действительности параметрами. В отличие от художественной бифуркации, научная и техническая бифуркация имеет временные и пространственные ограничения, здесь и сейчас. Что произошло, то произошло - тогда как в художественной бифуркации нет пространственных и временных ограничений, так как каждое художественное произведение, если оно имеет какое-либо отношение к созданию вымышленного мира - альтернативная история.

Обратите внимание, что не все художественное творчество является мирообразующим, но любое художественное произведение украшает мир, в котором мы с вами живем, раскрывает его, даже если речь в нем идет о другой реальности.

И нет никакой технической разницы, читаем мы с вами "Преступление и Наказание" Ф.М. Достоевского, смотрим "Дурака" Юрия Быкова или наслаждаемся абсолютно нереальными комиксами от Marvel или DC: мы сталкиваемся с искажением нашей с вами реальности, сталкиваемся с созданием другого мира, в котором появился Родион Раскольников или Человек-паук, с одной единственной целью: улучшить наш мир с эстетической точки зрения, чтобы указать на что-то реально существующее.

Но это и так все знают.