Младшие школьники очень любят петь и рисовать, но изменения школьной программы совершенно лишают детей этого удовольствия
В советской школе жизнь детей была счастливой. Образовательные программы учитывали все детские желания. В школу дети бежали с радостью, потому что много интересного их ждало в стенах школы
Урок пения
Именно так назывался предмет. Уроки в начальной школе чаще всего вёл сам классный руководитель, потому что в педагогическом институте на факультете начальных классов изучались основы музыки и пения, были практические занятия, зачеты и экзамены по этой дисциплине
Урок пения в начальной школе содержал небольшую вводную беседу по музыкальной грамоте и композиторам, потом отводилось время для прослушивания с пластинок музыки изучаемого композитора
А большая часть урока отводилась на разучивание детских песен. Текст песни заучивали хором, как стихи, потом вместе с учителем разучивали мелодию
Конечно, это было сложно. Иногда во 2-4 классах текст песен записывали в специальную тетрадь. Пели без музыкального сопровождения, потому что не было ни пластинок, ни магнитофонов, ни проигрывателей
За 2-3 урока музыки разучивали одну песню. За год разучивали примерно 12-15 песен, к окончанию начальной школы дети знали полсотни детских песен и пели их с удовольствием на праздниках и дома
Сейчас уроки ведут предметники, в программе почти нет детских песен. Дети теперь детских песен не знают, а поют песни современных исполнителей, в которых много текстов с сомнительным содержанием
Сейчас такие огромные возможности для уроков пения - песни со словами, караоке, минусовки, но теперь не изучают детских песен на уроках музыки
Уроки рисования
Рисовать детей учил тоже классный руководитель, потому что специальные навыки и методика изучались в институте. Сейчас ведет ИЗО предметник
Раньше в школе не было такой чрезмерной строгости. Учитель начальных классов имел возможность сам регулировать и менять расписание. Можно было всегда закончить начатый рисунок, уделив 10 минут времени на любом другом уроке
Тогда и установка такая была, если дети заинтересованы уроком, то не нужно им мешать, можно и на звонок не обращать внимания. Рисунки получались законченные, потому что учитель подсказывал и показывал, чем дополнить сюжет или как подправить некоторые элементы
Очень часто на уроках рисования готовили рисунки для конкурсов. Вместе обсуждали темы и сюжеты будущих рисунков. Учитель и дети были в творческом поиске
Сейчас же у детей мало времени на сам рисунок, поэтому рисунки на уроках не успевают закончить, рисуют дальше дома или просто бросают незаконченным. Теперь на уроках ИЗО много трудной и неинтересной для детей теории. Это теперь программа такая
Составители программ стараются запихнуть как можно больше разных тем, как будто в начальной школе процесс обучения заканчивается
В результате такой необдуманной стратегии составления программ ученики детских песен не знают и не поют, рисовать не умеют и не хотят, а композиторов, художников и произведения как не знали, так и не знают
И в школу ходить не хотят, потому что учиться теперь трудно и не интересно. Особенно с такими программами обижены сельские школьники, потому что только в школе их могли бы научить петь и рисовать. На селе нет музыкальных и художественных школ
Нет у детей в школе уроков пения, рисования, труда, а всё какие-то заменители, которые никакого творческого развития детям не дают. А теперь еще и про физкультуру поговаривают, чтобы убрать...