Найти в Дзене
Ефим Андурский

Можем ли мы гордиться?

Государственный гимн Российской Федерации утверждает, что мы гордимся страной. Но так ли уж хороша Россия? Чтобы её оценить, нужно понимать смысл категории качество и знать его критерии. Это устойчивость и эффективность. Правда, в России используется преимущественно эффективность.

Эффективность свойственна любым системам, которые бывают целенаправленными и целеустремлёнными. Первых мы наделяем некоторым назначением; вторым свойственно стремиться к тем или иным целям.

Между тем цель, избранная целеустремлённой системой или, короче, субъектом, едва ли может быть достигнута, если он выбрал неправильную стратегию. Этой проблеме был посвящён мой доклад участникам VII российского философского конгресса «Стратегия для России: выбирая между Западом и Востоком». Увы, но он не заинтересовал даже философов...

Государство и в т. ч. российское – это, конечно же, субъект. Но субъект этот довольно странный: у него нет определённой цели, поэтому ему не нужна никакая стратегия. Не по этой ли причине РФ и придерживается курса (на перестройку).

Этот курс капитан Горбачёв в своё время проложил для «Союза нерушимого республик свободных», которых якобы «сплотила навеки Великая Русь». Однако казалось бы нерушимый СССР всё же распался...

Основной причиной его гибели послужил порочная стратегия перестройки. И теперь слова «да здравствует созданный волей народов единый, могучий Советский Союз» звучат просто кощунственно…

Будучи правопреемницей СССР, Россия унаследовала от своего предшественника не только национальное достояние, но и убийственную стратегию. Так, что мешает «священной нашей державе» обзавестись стратегией, более пригодной в сложивших исторических условиях?

Этому не мешает ничего! Но для чего российскому руководству что-либо менять, если мы и так гордимся «любимой страной»?

Но чем, собственно, нам гордиться? Может быть, силовыми структурами, защищающими названное достояние (оно, благодаря перестройке, перешло в собственность олигархов) от внешних врагов и от внутренних завистников?

При Советской власти к государственной собственности относились земли, недра, воды, леса, а также прочее имущество (ст. 11 Конституции СССР). Это имущество было необходимо для осуществления задач, которые перед государством ставил «наш рулевой». Имеется в виду коммунистическая партия, которую создал основатель первого в мире социалистического государства Владимир Ленин.

А теперь природные ресурсы «используются и охраняются (…) как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Эти ресурсы «могут находиться (и находятся фактически) в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности» (ст. 9 Конституции РФ).

СССР оказался на редкость устойчивым. Поэтому для его развала врагу (точнее, его агенту) пришлось упразднить КПСС. А ведь она, возникнув в качестве партии пролетариата и номинально оставаясь партией рабочего класса, направляла в светлое коммунистическое завтра весь советский народ.

Российский народ, как об этом сказано в преамбуле российской Конституции (фактически она играет роль Устава РФ, которому, равно как и вытекающим из него законам свойственна изрядная путаница), принял её, чтобы «сохранить исторически сложившееся государственное единство».

Правда, не понятно, у кого именно «многонациональный источник» принял Конституцию… Впрочем, важнее то, что в первой статье этого сборника малосодержательных и во многом алогичных деклараций, содержится странное утверждение. Якобы наименования «Российская Федерация» и «Россия» равнозначны.

Однако РФ относится к числу учреждений и как всякое учреждение призвана решать те задачи, которые перед ней поставил её, неведомый нам, учредитель. Россия же – это своего рода организация, которой по идее и должна служить РФ.

В действительности это учреждение служит сплаву олигархов, легированному чиновничеством. Этот сплав представляет господствующий политический класс, у которого есть один только критерий. Это экономическая эффективность.

В жертву ей и был принесён Советский Союз, который выстояв во Второй мировой войне, не справился с идеологической диверсией, которую и представляла перестройка...

«Единственный источником» российской власти, как об этом говорится в Конституции, служит многонациональный народ РФ. Но он не имеет признаков субъекта. И что это вообще такое – народ?

Народ – это совокупность лиц, имеющих российское гражданство, а также права и обязанности, вытекающие из этого обстоятельства. Это касается, в частности, всеобщего избирательного права, основываясь на котором граждане выбирают главу российского государства…

Раньше государство предписывало гражданам славить «партию Ленина – силу народную», которая вела народ «к торжеству коммунизма», правда, так и не довела. А теперь оно призывает нас славить «отечество наше свободное, братских народов союз вековой», распорядившись гордиться «хранимой Богом родной землёй».

Интересно, понимает ли «многонациональный источник», куда и зачем государство ведёт страну? Раньше это делала партия «силы народной». И она таки вела нас «к торжеству коммунизма».

Благодаря КПСС «сквозь грозы сияло нам солнце свободы». И «в победе бессмертных идей коммунизма» мы действительно видели «грядущее нашей страны». Так не поспешил ли Горбачёв с ликвидацией КПСС, которая надёжно цементировала советское общество?

Теперь мы «славим Отечество наше свободное». И считая, что «родную землю хранит Бог», не отдаём себе отчёта в том, что путь российскому государству указывает маммона