Найти в Дзене
Алфавит жизни

В какой последовательности и чем обрабатывать вокал

Все гениальное просто.
Все гениальное просто.

Всем музыкальное привет!

В предыдущей статье мы разобрались с пакетами плагинов. В этой статье я расскажу как и чем нужно обрабатывать вокал. Хочу подметить, что это не золотые правила и не утверждаю, что именно так нужно делать и не как иначе. Данная статья будет написана только по моему опыту и как обычно работаю со звуком я.

И так приступим.

Вокал записан, панорама раскидана, дорожки сведены, можно приступать к обработке. Первым делом на дорогу вокала в микшере стоит кинуть эквалайзер. Я использую Fabfilter pro Q2.

Удалим сначала мусор.
Удалим сначала мусор.

Пока вокал очень сырой, на данной стадии стоит убрать из него все не нужные частоты. Первым делом советую убрать низ из голоса, поэтому удаляем все частоты до 100 гц смело. Там находится бубнеж, который мешает чистоте вокала. Далее следует вырезать частоты, которые режут ухо, делается это просто. Широкой полосой эквалайзера поднимаемся довольно высоко примерно на 9-12Db и начинаем вести полосу от низких частот до высоких и слушаем, как только вы услышите что звук хрипит, свистит или режим ужо останавливаетесь. Это те самые частоты, которые не обходимо срезать, что мы и делаем, только уже узкой полосой и срезаем до 3 Db. Такие манипуляции проделываем столько раз сколько это будет не обходимо, от низких частот(слева) до высоких частот (справа), пока весь «мусор» не будет вырезан.

С первой эквализацией закончили, теперь приступаем к компрессии.

Простыми словами компрессор делает тихие звуки громче, а громкие звуки тише, делая золотую середину на всём периоде микса и создаёт «плотность» вокала. Этому шагу стоит уделить достаточно времени, так как это придаст хорошее и плотное звучание вокалу по итогу. Я пользуюсь компрессором от waves CLA - 2a

Жирный вокал, залог успеха.
Жирный вокал, залог успеха.

Следующий шаг де-ессер. После компрессии у нас могли вылезти высокие и средне-высокие частоты, свистящие и шипящие. Нужно от них избавляться. Я использую Fabfiltes DS. В нем есть отличные пресеты при которых плагин автоматически вырежет все не нужные звуки, но не забывайте вручную подкручивать Настройки под свой вокал.

Не свистите!
Не свистите!

Идём дальше сатурация и гармонизация. Теперь стоит не много «подпортить» вокал. Иногда бывает, что вокал нужно загрязнить сатураторами в лучшею сторону под тематику трека или на оборот преукрасить гармонизаторами. Тут на свой вкус и цвет. Я использую Fabfilter Saturn, Puig tech.

Грязь для чистоты.
Грязь для чистоты.

Срезаем неровности. После всех предыдущих обработок могли вылезти не нужные частоты или скажения. Делаем это эквалайзером (fabfilter q) и многопольным компрессором Waves C6

Делайте не спеша.
Делайте не спеша.

Ну и наконец финальная стадия атмосфера. Добавим атмосферу в вокал, сделаем это реверберацией и ди лэями. Не стоит увлекаться реверберацией, так как она утапливает ваш вокал в музыке, а это не круто. Тоже само и с ди лэем, настраивайте ди лэй так, что бы он добавлял вокал, а не залазил на него и не разбавлял.

Ревербератор я использую Fabfilter pro-r

Атмосфера.
Атмосфера.

Ди лэй Fabfilter Timeless

Типо эхо.
Типо эхо.

Ну вот и все. Теперь вы узнали в какой последовательности можно обрабатывать вокал, как это делаю я. Если я вам хоть не много помог, ставьте лайки и подписывайтесь на канал! Всем музыкальное пока.