Найти тему
Александр Дедушка

Будем изучать "дохлых собак" или все-таки коллективная анимация обучения?

Чем пристальнее вглядываешься в современную школу, тем чаще приходит на ум незабвенное высказывание Козьмы Пруткова, сказанное, правда, по другому поводу, но точно подходящее нашему образованию: «НЕ ВЕРЬ ГЛАЗАМ СВОИМ». Ибо количество противоречий и перекосов, а то и прямого абсурда, кажется, уже перевалило все мыслимые и немыслимые пределы и исчерпало все лимиты…

Одно из таких «вопиющих» противоречий просто «лезет в глаза» и «вопиет о себе» обрушающимся «девятым валом» потерянного здоровья наших учеников, среди которых к 11-му (да уже и к 9-му, да что там – к 5-му!..) классу уже практически нет здоровых людей. Действительно – «вопиющее противоречие» - между жизненно необходимым растущему организму движением и статично неподвижной формой обучения. Наши ученики – это действительно рабы, только прикованные не к галерам, а к своим жестким партам и стульям, которые – осознанно или неосознанно – вызывают не меньшую усталость, тоску, раздражение, а подчас и ненависть.

Если бы каких-то абсолютно непредубежденных наблюдателей – скажем, инопланетян – попросили понаблюдать за нашей образовательной системой, они бы точно сказали, что взрослые люди – это садисты, которые почему-то ненавидят своих детей, свои подрастающие поколения и сознательно калечат их здоровье, загоняя по 6-7 уроков за жесткие парты. И при этом заставляя неподвижно сидеть за ними по 40-45 минут во время каждого урока. Кому пришло в голову перенести университетские формы обучения в школы, загнать семилетних детей за парты и держать одиннадцать последующих лет часами неподвижно на жестких стульях? Разве не жестокость? Разве не циничный в своей сознательности - методичный садизм в отношении взрослых к детям?

Следующее «необъяснимое» противоречие – между социально-коллективным способом жизни людей и поразительно «индивидуалистичной» методикой обучения, где каждый отвечает только сам за себя и должен быть «конкурентно-способным» среди других. То есть думать только о себе и не забывать при этом усиленно пополнять свое «портфолио» индивидуальными успехами и достижениями.

Скажите, где во взрослой жизни есть аналог успешности такой «образовательной парадигме»? Может быть, на международной космической станции каждому космонавту наплевать на остальных своих товарищей, и он втайне от них ведет папочку своих отличий, чтобы похвалиться ими по прилету? Или выдающиеся научные школы и лаборатории существуют не в кооперации со «смежниками», а под девизом: «Растолкай и растопчи всех вокруг»? Или лучшие футбольные команды побеждают по принципу каждого игрока: «Отвечаю только за себя»?..

Не меньше вопросов вызовет и то, что и как изучается во время всех этих «неподвижных» уроков.

Даже оторопь берет - полное господство во многом до отвращения чуждой детскому и подростковому сознанию аналитики. Такое ощущение, что кто-то поставил цель с помощью образовательной системы «сломать» изначальную «двухполушарность» человеческого мозга, убив всех будущих «художников» и «поэтов» в зародыше. Миром править должны худосочные, подорвавшие свое здоровье неумеренными занятиями левополушарные «аналитики» и «мыслители».

Разве наша система предметных олимпиад не на это нацелена? Взгляните на победителей олимпиад – сплошь и рядом это трудно различимые по полу мальчики и девочки, - в очках с какими-то немыслимыми диоптриями…. Однако, судя по тому, с каким придыханием наша система терроризирует учителей и учеников олимпиадами, – это цель и идеал современного образования. И с внутренним содроганием приходится признать, что эта система рассчитана на детей-«извращенцев», готовых убивать себя физически (через учебные перегрузки) и нравственно (включаясь в конкурентные отношения).

А широта и глубина предлагаемого к изучению материала?.. Как известно, время «почемучек», когда ребенок задает вопросы буквально обо всем, и ему все интересно в окружающем мире, заканчивается в 3-4 года. Но наше образование как будто в насмешку над природой ребенка построено на глупейшем допущении, что ребенку с 7-ми до 18-ти лет должно быть все вокруг интересно!!!.. И пожалуйте, дорогие детки, и физику, и химию, и математику и историю, и…, и…, и…, и…, и…. Вам не хочется?.. Вам не интересно?.. Хорошо, тогда мы вас заставим. Бить не будем. Мы же взрослые - добрые люди!.. Не садисты какие-то. Мы вас заставим с помощью ОГЭ и ЕГЭ!... Как оно вам?.. Не перейдете без них во взрослую жизнь…

И еще одна в пику «аналитикам» - образная картинка. На этот раз фантастическая, хотя, как сказать….

Представьте: на уроке биологии учитель заносит в класс дохлую собаку и предлагает детям ее «изучить». Собака уже разлагается, в классе повисает труднопереносимая вонь, дети морщатся, затыкают носы, прячутся под парты, но учитель, как ни в чем не бывало, стращая учеников всевозможными карами, настаивает на продолжении учебного процесса…. Впрочем, нет – находятся два-три ученика, которые без всяких угроз с интересом берут пинцеты и скальпели и подключаются к вивисекции. Вот они уже увлечены настолько, что не замечают «трупного запаха» и неприглядного вида разлагающихся внутренностей. Постепенно, сломленные угрозами учителя, к ним подключаются еще несколько учеников. Под давлением учителя они преодолевают естественное отвращение и тоже обступают стол с бедной собачкой и пытаются тыкать в ее органы и суставы. Все, чего добился учитель с остальными, это заставил их заткнуться и прекратить внешний ропот и возмущение. Они так и стоят, молча, чуть в отдалении от стола и с тоскливым ожиданием конца ненавистного урока…

Вы спросите, к чему я это?.. Догадались, коллеги?.. На мой взгляд, это хорошая образная картинка или, точнее, рентгеновский снимок, запечатлевший внутреннюю суть школьного обучения и почти каждого нашего урока. Согласны? Наши предметы – это те же «дохлые собаки» или иные «мертвые трупы» для наших детей, наших учеников, у которых абсолютно нет никакого желания их изучать. «Мертвые трупы» здесь – это не тавтология (труп, он по определению мертвый), это принудительность, помноженная на отторжение, это как бы отвращение в квадрате – естественное отношение большинства учеников к навязанной им форме обучения. Но, как правило, всегда находятся несколько «извращенцев» (это наши любимцы!), которые без принуждения за это берутся. Остальных приходится тем или иным способом «уламывать» с тем или иным итоговым результатом. То бишь - пресловутая «садомазохистская» учебная парадигма.

Было время, когда мне казалось, что в таком положении виноваты сами дети или их родители, которые не научили своих детей трудиться, не привили им понимание, что себя нужно принуждать к учебному труду. Потом долгое время приходилось «грешить» на «убийственную» образовательную систему, которая своей природонесообразностью убивает у ребенка всякое желание учиться. Или хотелось все списать на само «время», так решительно подорвавшее престиж образования как такового.

Но сейчас пришло понимание, что при относительной справедливости каждого тезиса истина, по-видимому, лежит еще глубже.

(продолжение следует... здесь)