Благими намерениями вымощена дорога в Ад. Фраза применимая к практически каждой фракции в Морровинде.
Где-то месяц назад я решил наверстать упущенное и впервые сел за классику игровой индустрии, TES 3: Morrowind. Оставляя плюсы и минусы игровых механик в стороне, я хочу к перейти сразу к более интересной части игры – параллели с реальным миром. Конечно же, нельзя однозначно сказать, что Морровинд это именно Россия, а не какая нибудь другая страна. Но всё же сходств очень много и, загуглив вопрос, я понял, что далеко не только мне видится в Морровинде Россия.
Самая главная и однозначная параллель это доминирующая религия – Трибунал. Мало кто из игроков любит Трибунал: за благими идеями и лозунгами скрывается ужасное лицемерие и цинизм, а так же бездонная жажда власти и богатства. Подождите... а я точно говорю про Трибунал? Нельзя так же не отметить, что не совсем явно, но всё же пренебрежение большинства данмеров (тёмные эльфы, коренной народ Морровинда) к другим религиям, даже к западной религии именуемой тут как Имперский культ, доминирующей религии в игровой вселенной TES (католицизм?). К слову, если отбросить политику в сторону, то и Трибунал и Имперский культ явно частично впитали в себя христианскую эстетику. Даже не смотря на то, что обе религии не являются монотеистическими. В игре так же имеется фракция Священников-диссидентов, которые разделяют идеологию и ценности Трибунала, но выступают против его коррумпированности. У РПЦ, в отличии от католицизма, нет своих протестантов, но среди простого народа совсем не сложно найти людей, которые выступают за веру, но против церкви. Ну или, по крайней мере, закрывают глаза на грехи церкви, делая убор на достоинстве веры.
Эшлендеры же явно намного ближе к язычеству, и ненавидят всех остальных данмеров за предательство веры предков, пускай это и произошло много веков назад. А ещё, они ненавидят всех чужеземцев. Несмотря на то, что у эшлендеров тоже благие намеренья, некий градус фанатичности и узколобости тоже делают их не особо приятной фракцией, волей неволей напоминая про неоязыческие движения (иногда таких обзывают "долбославами"). К тому же, в игре эшлендеры являются кочевниками и уголовниками, что тоже не придаёт им симпатичности (но добавляет ассоциаций с цыганами). Почитатели даедра тоже частично напоминают о неоязычниках, но другого толка, с более мрачным, чуть ли не сатанинским душком.
Великие Дома тоже далеко не без параллелей. Проще всего с Домом Хлаалу – это явно ребята прозападного, либерального толка. Как и полагается прозападникам, страшное жульё. Дом Телванни трудно однозначно оценить. Но тоже жульё. Они похожи на некую полузакрытую организацию около-масонского типа, с эзотерическим уклоном. И их нелюбовь к Трибуналу весьма в тему. Дом Редоран явно самая положительная франция, на фоне остальных центральных фракций (Дома и Трибунал). Их больше заботит не собственная нажива, а честь и защита родины. Но острая симпатия к Трибуналу и некое пренебрежение к более интеллигентным фракциям (например, гильдия магов) делает их похожими на царебожников.
К сожалению, что Трибунал, что Великие Дома позволяют разворовывать Империи родные края, сдавшись без боя. Всё ценное сырьё уходит заграницу. И большинство более менее понимает в какой стране они живут, но абсолютно не в состоянии что либо изменить. К этому ещё можно добавить спецслужбы в виде Клинков, которые следят, чтобы никто не предоставлял угрозу интересам Империи.
Есть ещё Дом Индорил и Дом Дрес. Тут прям как в любой стране пост-совка: эти политические партии существуют, но зачем и какой от них толк – непонятно. Ясно только, что они, как и Дом Телванни, поддерживают рабство, что как бы тоже немного намекает. Ещё одна прям болезненная, очень задевающая за живое любого жителя пост-совка проблема, нашедшая своё отражение в Морровинде – коррупция, в комбинации с двойными стандартами. В Морровиде есть две гильдии воров и две гильдии убийц, но деятельность одной из них является легальной, а другой – противозаконной. Как так?! Абыдна, слушай. Разве что в игре можно вступить только в легальные, в то время как в реальной жизни скорее наоборот, кормушки только для узкого круга своих.
Якобы несуществующий Шестой Дом, главный враг Трибунала, тоже весьма интересная фракция. Я смог найти в интернете версию, что противостояние Трибунала с Шестым Домом якобы отражает войну красных с белогвардейцами, но лично мне такая версия не кажется убедительной. Я бы скорее сказал, что тут скорее попахивает борьбой с "экстремизмом" и инакомыслием, борьба с теми, кто недоволен властью или теми, кто хочет что-то исправить, сделать лучше. Так или иначе, это люди, которым изо всех сил пытаются дать понять – вам тут не место, вы не нужны нашей системе. Думаю, сюда можно поставить любую оппозиционную, нелиберальную силу, которая находится вне закона. Люди со сломленной психикой, но всё ещё достаточно сильные духом, чтобы пытаться отстаивать справедливость, тоже сюда подходят (например как тот фрик, который переехал из России во Францию и попытался там спалить двери банка, в качестве акции протеста). В свою очередь, члены Шестого Дома настроены не менее радикально – полностью уничтожить Трибунал, выгнать чужеземцев и вернуть власть Морровинда в руки данмеров. Помимо того, что члены Шестого Дома ещё те радикалы и нацики, они так же выступают за религию до Трибунала. Таким образом, страх Трибунала перед Шестым Домом может ещё символизировать страх церкви перед неоязычниками.
Очень интересное совпадение на счет происхождения доминирующего народа Морровинда, данмеров. Когда-то давно они были высшими эльфами, но даедрическая богиня Азура прокляла их, в результате чего они трансформировались в тёмных эльфов. А прокляла они их за события, связанные с образованием Трибунала. Это всё очень красиво и органично ложится на легенду о том, что славянский бог Перун проклял Русь за предательство веры, языческого православия.
Конечно, нельзя не упомянуть сам менталитет данмеров. Тут собрались все негативные, гипертрофированные качества россиян, граничащих на грани безобидных шуток с русофобией: угрюмость, грубиянство, оголтелый расизм и консервативность. Вообще, расизм в этой игре достоин отдельной статьи – я был просто поражен насколько его тут много. Не в том плане, что "ах, какой ужас", а в том, что как это вообще разрешили выпустить, не говоря уже о культовом статусе. Всё таки в 2002 мир был другим, сегодня такому проекту ни за что бы не дали зелёный свет. А если бы и дали, то всякие "воины социальной справедливости" и прочие неприятные личности разорвали бы издателей в клочья. Помимо расизма обыкновенного, местные данмеры так же не любят заморских данмеров. К сожалению, в реальном мире это имеет своё отражение: если ты русский не из России, то есть достаточно большой шанс, что за русского россияне тебя держать не будут. Ты нам не нужен, дружок.
Так или иначе, авторы мира игры TES 3: Morrowind явно пытались изобразить проблемы какой-то страны, изъяны реально существующего общества. Возможно, Россия тут абсолютно не при чем, а возможно, что это вообще такая карикатура на весь современный цивилизованный мир. В игре доминируют негативные аспекты реальной жизни, где всё хорошее основательно подрезали. Надеюсь, дорогой читатель, у тебя хватило терпения всё это дочитать и статья понравилась. А с чем у вас ассоциируется Морровинд и культура данмеров?