23 апреля Ассоциация защиты интеллектуальной собственности «БелБренд» и молодежная лаборатория социологических исследований ЦК ОО «БРСМ» представили любопытное социологическое исследование "Молодежный бренд-2018". Его авторы изучили популярность различных брендов среди беларуской молодежи.
Как проводилось исследование
В выборку исследования попали крупные, средние и мелкие города Республики Беларусь: Минск, Брест, Гродно, Гомель, Могилев, Витебск, Светлогорск, Хойники, Пинск, Кобрин, Бобруйск, Горки, Борисов, Солигорск, Молодечно, Поставы, Новополоцк, Волковыск, Зельва. Из сельской местности и поселков городского типа были выбраны следующие: Юрцево, Жемчужный, Дрибин, Лельчицы, Сеница, Станьково, Берестовица.
Кто принял участие
Исследование охватило 1221 респондента. Распределение по гендеру практически равнозначное – 49% женщин и 51% мужчин.
В исследовании приняло участие 20,8% респондентов в возрасте 15-19 лет, 33% респондентов в возрасте 20-24 лет, 31,9% респондентов в возрасте 25-29 лет и 14,3% респондентов в возрасте 30 лет.
Каждый третий респондент расходует зарплату на продукты и необходимые недорогие вещи. Чаще всего респонденты затрудняются с покупкой товаров длительного пользования, но на повседневные нужды средств им хватает (42%). Примерно 11% респондентам не хватает денег даже на самые необходимые продукты. В среднем, каждый пятый респондент считает, что живет обеспеченно.
Высшее образование имеют 45% участников опроса, каждый четвертый респондент имеет общее среднее образование. Около 6% респондентов имеют профессионально-техническое образование, среднее специальное образование имеет 22% респондентов.
Мороженое
В данном исследовании категория «мороженое» была представлена 7 производителями и 26-ю видами мороженого. Можно отметить, что уровень потребления мороженого находится на достаточно высоком уровне (практически 95% респондентов его приобретают). При этом мороженое приобретает на 2% меньше респондентов, чем шоколад или конфеты, на 7% больше респондентов, чем кондитерские изделия, и на 15% больше респондентов, чем тех, кто приобретает любую другую замороженную продукцию.
Самым популярным мороженым среди первых названных респондентами является мороженое «Soletto» от производителя «Санта Бремор» (23%) – его упомянули в первую очередь каждый четвертый респондент. На первом месте среди упомянутых видов мороженого во вторую очередь является мороженое «Топ» (13%).
При анализе потребительского поведения по отношению к производителям мороженого также наиболее популярными являются мороженое «Soletto» (Санта Бремор) и «Топ» (Санта Бремор). Однако большая доля респондентов (24%) покупала чаще всего за последние полгода именно мороженое «Soletto».
Сравнение с 2017 годом: на 2-м месте по популярности среди молодежи было мороженое «28 копеек», на 3-м – мороженое «Топ».
Шоколад, конфеты и другие сладости
Среди всех основных категорий продовольственных товаров группа шоколада, конфет и других сладостей представлена в данном исследовании наиболее широко – она охватывает 31 наименований производителей. Из опрошенных респондентов около 95% приобретают товары этой категории.
Самым популярным шоколадом среди первых названных респондентами является шоколад «Alpen Gold» (38%). Шоколад этой марки также является абсолютным лидером по покупке за последние полгода среди всех респондентов.
На втором и третьем месте по популярности упоминаний и по покупке за последние полгода стоят шоколад и конфеты от белорусских производителей «Спартак» и «Коммунарка».
Сравнение с 2017 годом: распределение популярности производителей шоколада, конфет и других сладостей по сравнению с прошлым исследованием значительно не изменилось.
Кондитерские изделия
Каждый третий респондент в первую очередь среди всех производителей кондитерских изделий называл «Слодыч» (34%). На втором месте среди первых упомянутых также белорусский производитель кондитерских изделий «Спартак» (19%).
Лидером по приобретению молодежью за последние полгода является кондитерская продукция «Слодыч» - 31% респондентов выбирали кондитерскую продукцию этой марки чаще всего за последние полгода.
В категории «Другое» респондентами были предложены следующие производители: «Oreo», «Nestle».
Косметика
В категории «Косметика» было предложено 33 производителя. Среди группы непродовольственных товаров эта категория является самой многочисленной. Среди всех респондентов приобретают косметику 89%, не приобретают – 11%.
Первым названным производителем косметических средств у значительной части респондентов является «Nivea» (15%). На втором месте за ней следуют фирмы «Белита-Витэкс» и «Adidas».
При анализе потребительского поведения по отношению к производителям косметики основной по популярности является косметика «Nivea» – значительная доля респондентов отдает ей предпочтение последние полгода. Второе и третье место соответственно занимают косметические средства «Белита-Витэкс» и «Adidas».
Спортивная одежда и обувь
В категории «Спортивная одежда и обувь» было предложено 16 производителей. Среди всех респондентов приобретают спортивную одежду и обувь 89%, не приобретают – 11%.
Первым названным производителем спортивной одежды у значительной части респондентов является «Adidas» - чуть больше, чем каждый третий респондент упомянул именно эту торговую марку в первую очередь. На втором месте за ней следуют фирмы «Nike» (21%) и «Reebok» (13%).
При анализе потребительского поведения по отношению к производителям спортивной одежды и обуви основной по популярности является продукция «Adidas» - на данный момент 31% респондентов (каждый третий) пользуются спортивной одеждой и обувью фирмы «Adidas».
Торговые сети
Данный раздел исследования посвящен изучению мнения молодежи Республики Беларусь о торговых сетях, представленных на территории страны. В категории «Торговые сети» было предложено 22 наименования. Практически все респонденты посещают магазины крупных торговых сетей.
Каждый третий респондент в первую очередь назвал «Евроопт» в качестве самой известной торговой сети, представленной в Республике Беларусь. На втором месте по популярности выступает торговая сеть «Доброном» (15%), на третьем – «Соседи» (11%).
При анализе потребительского поведения по отношению к торговым сетям основной по популярности является сеть «Евроопт» - каждый третий респондент посещал магазины этой торговой сети чаще всего за последние полгода.