Найти тему
Русский мир.ru

Булыжники Красной

Театральная, Манежная, Красная, Революции площади как сводные сестры. И живут по соседству, и похожи некими родственными чертами, а приглядеться – разные. Разные по внешности, по убранству, по духу.

Текст: Павел Васильев, фото: Александр Бурый

Четыре сестры московские – в самом центре города. Сестра старшая, конечно же, Красная, с холма посматривает на сестер будто бы с укоризною. Но младшие знают – и сама-то не без греха… Нечего тут укоризничать. И кланяться не спешат. Вроде вместе они, все четыре, но все-таки – врозь. У каждой из них – своя колея и свой характер.

Верхняя часть Александровского сада строга и официальна
Верхняя часть Александровского сада строга и официальна

Мы с женой эту прогулку по площадям называем – «Как гости столицы». В самом деле, деловитые, обстоятельные москвичи бывают здесь не так уж и часто. Им, неподалеку выросшим, только кажется, что это вчера-позавчера ходили они всем семейством мимо окон ГУМа, стояли в очереди к Манежу, считали клодтовских коней на портике Большого… Нет, все это было давно, так давно, что точно и вспомнить трудно. «Кажется, мы гуляли тут осенью 17-го? Или летом 16-го? Осенью или летом? Или все-таки раньше, причем зимой?..»

Мы так и не можем вспомнить. А ноги сами поворачивают от метро налево и бегут, бегут к Александровскому саду. И заворачивают по дороге на Красную. И спускаются затем на Манежку… А глаза фиксируют новое, то, что раньше было не слишком заметно.

Сверху накрапывает то ли дождь, то ли снег… Мартовская типичная погодка… И все равно – народу много. Кружатся люди довольно-таки бестолково, и мы кружимся вместе с ними. Осторожно ступаем по булыжникам. Скользко на исторической брусчатке. Вон, кто-то из иностранцев прикручивает к ботинкам специально прикупленные шипы.

Лавочки Александровского сада заполнены приезжими из Средней Азии. Они уверенно закусывают шаурмой и толстыми, сочными бигмаками… Почему-то сразу понятно, что у них – выходной день. Или выходной час? В общем, свободная минутка.

После реконструкции 1993–1997 годов Манежная площадь освобождена от транспорта
После реконструкции 1993–1997 годов Манежная площадь освобождена от транспорта

Когда-то раньше они разговаривали тихо. Их было почти не слышно. Теперь освоились. Их много. Они тут работают и живут. И довольно часто в самом центре города. Соответственно, и разговоры стали громче. Как правило, у них всегда хорошее настроение. Наверное, Москва им нравится.

А вот у памятника Карлу Марксу фотографируется целеустремленная группа китайских товарищей, мы их легко узнаем по национальному флажку в руке экскурсовода.

Так-то, поди отличи! Темные брюки, темные куртки, сосредоточенные хмурые лица. Маркс на их фоне – большой оптимист! А кулачище у Маркса? Прелесть, а не кулачище! Как даст сейчас по мировой буржуазии, потому что учение его всесильно, потому что оно верно! Обязательно даст.

На фоне Марксовой мощи китайские товарищи напоминают воробышков, сбитых в стайку, холодный весенний ветер заставляет их втянуть головы в плечи и жаться друг к дружке. Уф-ф… Снимок сделан, можно вновь натянуть капюшон и размять озябшие ноги. Китайские товарищи дисциплинированно идут по лужам к переходу вслед за флажком своей великой страны.

Знаменитый памятник Ивана Мартоса (1818 год) "переехал" к Покровскому собору в 1931 году
Знаменитый памятник Ивана Мартоса (1818 год) "переехал" к Покровскому собору в 1931 году

Но Маркс не остается один. Нет-нет, создатель «Капитала» совсем не одинок. К нему уже спешит новая делегация. Скорее всего, из Вьетнама. Хорошо, скверик не переименовали. К радости пролетариев всех стран, так и зовется – «Сквер у памятника Карлу Марксу». Легко найти.

А вот чинно курит и громко этак жестикулирует группа кавказских товарищей, покинувших на минутку теплые авто у южной стены «Метрополя». Сразу ясно, дел у товарищей много, даже очень много, и билеты в Большой и Малый театры сегодня их решительно не интересуют. Некогда. Впрочем, так было и вчера.

***

Европейцы видны издали. Они, невзирая на прохладную московскую погоду, всем и вся улыбаются. Их словно веселит и Лобное место, и Покровский собор, и очередь в Мавзолей, и – особенно – находящийся неподалеку, на спуске, теплый, вполне себе европейский, сверкающий чистотой подземный туалет. Европейцев впечатляет бесплатность заведения. Бесплатность и холодный ветер рождают повышенный спрос. С улыбкой они спускаются по ступенечкам в тишину, широко улыбаясь, возвращаются по ступенькам обратно. Самые положительные аттестации…

У стен ГУМа теперь можно встретить и царя, и боярина, и генерального секретаря
У стен ГУМа теперь можно встретить и царя, и боярина, и генерального секретаря

Курят из них – единицы. В основном это женщины с жизненным опытом.

В бывшем Музее Ленина первым делом замечаешь сетевую кофейную точку. Реклама заведения выполнена так качественно – мимо не пройдешь! Это только потом различаешь, что теперь в красном здании бывшей городской Думы расположилась новенькая экспозиция Музея Отечественной войны 1812 года.

Ну, конечно, зазывалы на экскурсии с микрофоном. Замерзшие голоса… Удивляет, что билетик детский всего лишь на сто рублей дешевле билета взрослого… Зато «мы проедем на комфортабельном автобусе 50 километров по самому сердцу Москвы…». Хорошо еще – не по желудку.

Памятник маршалу Жукову установлен 8 мая 1995 года перед Историческим музеем. Скульптор — Вячеслав Клыков, архитектор — Юрий Григорьев
Памятник маршалу Жукову установлен 8 мая 1995 года перед Историческим музеем. Скульптор — Вячеслав Клыков, архитектор — Юрий Григорьев

Много молодежи, спешащей туда-сюда. Этим ребятам-девчатам в разноцветных одеждах главное – успеть сделать селфи. По части изготовления селфи с большим отрывом лидирует Красная площадь. Селфистов всех возрастов и народов так много кругом, что за полчаса наблюдений уже не удивишься, если всегда задумчивый Минин вдруг попросит усталого Пожарского о совместном душевном снимке для семейного альбома. Не исключено, что Пожарский согласится и тут же пошлет свежее фото любимой жене и дружине.

На Красной площади работает каток. Приходи, бери в аренду коньки и катайся сколько денег не жалко! Плохо ли? На коньках на самой Красной площади! Здорово?

В некрополе у Кремлевской стены покоится более 400 человек. На снимке — памятник на могиле И.В. Сталина
В некрополе у Кремлевской стены покоится более 400 человек. На снимке — памятник на могиле И.В. Сталина

А вот даже не знаю, как тут ответить. Каток все же лучше, чем огромный чемодан размером с верблюда, который тут тоже некогда выставляли на обозрение. Лучше, чем ревущие вокруг кремлевских башен «лошадки» «Формулы-1». Лучше, чем поп-рэп-концерт.

Но все же как-то… не так. Рядом, у Кремлевской стены, между башнями Спасской и Никольской, – столько людей захоронено… Один мой знакомый по этим захоронениям кандидатскую диссертацию защитил. Какую проводил он в ней мысль – право, не знаю.

Каток и некрополь – странное сочетание.

Воскресенские (Иверские) ворота между зданиями городской Думы и Исторического музея были снесены в 1931 году. Восстановлены в 1995 году под руководством Олега Игоревича Журина
Воскресенские (Иверские) ворота между зданиями городской Думы и Исторического музея были снесены в 1931 году. Восстановлены в 1995 году под руководством Олега Игоревича Журина

Нет уж, увольте, ни на какие «два прихлопа три притопа» на Красную площадь, как бы они ни назывались и в какие бы одежи ни рядились, я не пойду. Не так учили. Вот книжная ярмарка раз в году здесь уместна. В конце концов веками эта площадь была именно что торговой.

***

На сей раз не увидели мы у Иверских ворот суетящегося в коричневой кепочке псевдо-Ленина, не было и человека в сером френче с трубкой, работающего под И.В. Сталина. Эти два современных скомороха почему-то отсутствовали. Видимо, не сезон. Или запретили их маленький бизнес? Нет удавов, орлов на веревке, кроликов в клетке, рядом с которыми еще лет десять назад наблюдался ажиотаж из желающих сфотографироваться.

Бывшая на этом месте гостиница "Москва" разобрана в 2004 году. В 2013 году построено аналогичное здание гостиницы, однако превосходящее прежнее в объемах
Бывшая на этом месте гостиница "Москва" разобрана в 2004 году. В 2013 году построено аналогичное здание гостиницы, однако превосходящее прежнее в объемах

Нет и очереди в Исторический музей, которая непременно была в моем детстве. Новую экспозицию в музее очень хвалят, но билеты дороги. Вот доживем до пенсии, обязательно сходим. Пенсионерам – скидки!

Зато открывается совершенно бесплатно прекрасный вид на хвостик Тверской, прямо напротив, на всю ширь Манежки, оценивать архитектурные особенности которой ныне я категорически отказываюсь, на перестроенную глыбу бывшей гостиницы «Москва»…

Ныне это некий «Гранд-отель. Четыре сезона», название сияет огромными английскими буквами и очень режет глаз. Как так? В центре русской столицы английские буквы? Зачем? Отчего? Чем было плохо название – «Москва», вполне здесь уместное? Разве в Лондоне кому-то придет в голову накатать что-то крупно кириллицей у Вестминстера? Или там на Пикадилли-серкус?

И красавец «Метрополь», и бывшая «Москва» нынче – частные лавочки. Некогда они принадлежали государству, городу, а теперь проданы с молотка веселым и находчивым хозяевам новой жизни. Именно между ними и лежит тихая площадь Революции. Площадь пока не переименовали, и это, наверное, правильно. Революции – процесс бесконечный. Последнюю из них в нашей стране не все заметили.

***

Вспоминается, как в начале 80-х единственный раз в жизни посетил это могучее, неприступное, как казалось с улицы, здание.

«Москва»! Это, извините за выражение, именно из местного гостиничного окна площадь Красная видна! А мы-то причем? Это же их окошко, не наше. Мы мимо шагаем.

Итак… У нас была бутылка водки на четверых. И ни копейки денег. И страшенный студенческий аппетит имел место. И понимание, что вот здесь, у Кремля, распивать водку на улице как минимум неудобно, – тоже было. Про максимум не хотелось и думать.

Праздничный базар на площади Революции. Праздников стало так много, что без базаров увидеть эту площадь теперь довольно сложно...
Праздничный базар на площади Революции. Праздников стало так много, что без базаров увидеть эту площадь теперь довольно сложно...

И тут обнаружился вариант. Фантастический и дерзкий одновременно. Один наш знакомый работал поваром именно в ресторане гостиницы «Москва». У него был шестой разряд. Специализация по первому блюду – всяким там борщам и окрошкам.

Мы обратились к вахтеру, напоминающему своим строгим видом ветерана социалистического труда из телевизора. Попросили вызвать нашего знакомого повара – в фойе, буквально на минутку. Сослались на безотлагательное дело. Вахтер куда-то звякнул по висевшему на стене черному телефону.

Через пять минут мы уже сидели в служебной комнате поваров и официантов, на… минус седьмом этаже той знаменитой гостиницы. В подвале! Я был поражен тем, что служебный лифт вез нас вниз, глубоко вниз, причем мы вышли, а лифт поехал куда-то ниже.

Панорама Театральной площади
Панорама Театральной площади

В комнатке без окон стояли шкафчики, стулья и стол. Повар принес нам две огромные тарелки – в одной был салат из огурцов, помидоров и еще чего-то зеленого, в другой – ныне всем известный, а тогда вызвавший большой восторг кипящий картофель-фри в томатном соусе. Еще он принес вилки. Стаканы имелись в одном из шкафчиков.

Мы просидели недолго. Минут сорок пять. Угощение очень быстро закончилось. Как и водка. Тем более повара тоже пришлось угостить. Да и обстановочка… Угнетала.

Вышли мы невеселыми, но сытыми… И остались во мне на долгие годы ощущения чего-то чужого, неприятного, лишнего, стыдного. Как будто я зашел в гости без приглашения. Да ведь так, собственно говоря, и получилось. Нет, граждане хорошие, «не надо подходить к чужим столам…». Не надо, и все.

***

Зато своим, буквально родным и близким домом стал для меня, как и для многих миллионов москвичей, Малый театр. Уже в детстве почувствовал, как хорошо мне в этом зале, в этом фойе, в этом буфете, во всем этом небольшом, но поместительном здании. Нравились программки. Декорации. Красный бархат кресел. Мне даже помещение кассы с макетом зрительного зала в специальном окошечке очень нравилось.

Памятник Карлу Марксу в одноименном сквере на фоне гостиницы "Метрополь"
Памятник Карлу Марксу в одноименном сквере на фоне гостиницы "Метрополь"

Вот только школьные походы в театр я не любил. Одноклассники мешали. Кто разговаривал, кто шептал. Кто дергал соседку за косу, кто громко грыз леденцы… По сравнению с теперешними юными зрителями с притащенной специально лазерной указкой или назло включенным мобильником – это ерунда, конечно. Но мне мешало.

Я как-то сразу и полностью переходил вместе с актерами и декорациями в иной мир, иной век, иной язык.

Я видел Жарова в пьесе Толстого «Власть тьмы», Ильинского в роли гоголевского городничего, Бабочкина в горьковских «Дачниках»… Я видел молодого Юрия Соломина в роли Хлестакова. А еще более юного Виталия Соломина – в роли Чацкого. И конечно, видел их последние блистательные работы в спектаклях по Чехову, по Сухово-Кобылину. В «Дяде Ване» они играли вместе…

Однажды была замена. «Лес» Островского вдруг заменили на «Вишневый сад». Половина партера ушла сразу – до начала спектакля. Как же выложились актеры. Как играла Раневскую Ирина Муравьева и как великолепны были Александр Михайлов и Юрий Соломин… Под стать им тянула и молодежь… Во втором действии партер был битком, спустилась пониже галерка. С поклонов не отпускали минут сорок! Букеты… Я смотрел «Вишневый сад» не раз, и не только в Малом, но тот спектакль мы с женой запомнили на всю жизнь.

Памятник драматургу Александру Николаевичу Островскому установлен у стен Малого театра в 1929 году. Скульптор — Николай Андреев, архитектор — Федор Шехтель
Памятник драматургу Александру Николаевичу Островскому установлен у стен Малого театра в 1929 году. Скульптор — Николай Андреев, архитектор — Федор Шехтель

Да и много их было, этих прекрасных вечеров в Малом театре. А потому, ну как не постоять, не выкурить сигаретку у ног Александра Николаевича Островского? Великолепный памятник. Драматург в широком кресле раскинулся вольно, по-купечески, по-московски. Сидит он у стены Малого как часовой, не велит сворачивать на новомодные изыски и суетливые нахальные придумки.

Ну не надо играть Антона Павловича Чехова в пыльных тренировочных! И не надо сооружать плавательный бассейн для омута Катерины!

Только не в Малом.

Пусть иные упражняются и фиглярничают, ловкачей на Руси всегда и всюду хватало.

А в Малом берегли, берегут и, надеюсь, будут беречь классические традиции русского театра и русской литературы.

Один из символов Москвы — Большой театр перестраивался и реконструировался не раз. Нынешнему своему облику Большой театр обязан прежде всего главному архитектору императорских театров Альберту Кавосу
Один из символов Москвы — Большой театр перестраивался и реконструировался не раз. Нынешнему своему облику Большой театр обязан прежде всего главному архитектору императорских театров Альберту Кавосу

«Сколько светлых часов пережил я в этом театре! Как я много обязан ему! Он открыл мне неведомую жизнь, в которой иные интересы, совсем иные люди. <…> Словно только что был в гостях у этих людей и от них поехал в театр, а они вот на сцене, и я опять с ними, опять у них в гостях. Театра, так сказать, не чувствовалось, а жилось настоящей жизнью» – так вспоминает Малый театр современник Островского. Мне его чувства понятны.

***

Зато Большой театр мы воспринимаем в первую очередь как явление архитектурное. Ну не дал бог таланта почуять красот оперы и балета. Не всем дано.

Зато внешне… Аполлон на квадриге. Колонны… Поневоле подойдешь и в какой раз повторишь за молодым казанским певцом Федором Шаляпиным – «Это ж надо, какая громада…».

Невозможно представить Москву без Большого театра.

Три пожара перенес он, а становился затем все краше. Пушкин с Лермонтовым видели тройку коней гипсовых, а мы вот задираем головы на четверку бронзовых, взметнувшихся к небу и едва удержанных высшим покровителем искусства.

Булыжники Красной площади. Кто только не ходил по ним хотя бы раз в жизни...
Булыжники Красной площади. Кто только не ходил по ним хотя бы раз в жизни...

В прошлом веке влюбленные назначали свидания: «У третьей колонны Большого, справа». Так вот подходишь к театру, считаешь колонны, отмечая себе шепот местных барышников: «На сегодня, партер, недорого…»

Однажды, конечно, были… Кажется, на одноактных балетах. Запомнились роскошь, зеркала, люстры, бутерброды с икрой прямо-таки в царском буфете…

***

Манежная, Театральная, Революции, Красная площади… Мы прощаемся с вами – до новых встреч. Бросаем последний взгляд от метро.

Какие-то лоскутки воспоминаний…

Вот небывалая очередь в Манеж на самую первую выставку картин Ильи Глазунова… У нас со всего курса только один и выстоял, и посетил, и был в восторге, а остальные сломались. Я в том числе.

Выглядывает из-за Манежа мощный бронзовый М.В. Ломоносов. Именно там профессор Александр Сергеевич Орлов давал нам путевку в жизнь – в науку историю. Его отличительной фразой была такая: «В этих условиях…»

В старое здание МГУ, факультет журналистики, вход тогда был свободный. А вот в наших новых условиях, конечно, стоит бдительная охрана. И в ту, старую аудиторию, где мы слушали профессора Орлова, просто так уже не пускают.

Вот, побродили мы малость по Александровскому саду, где булгаковская Маргарита встретила Азазелло.

Навестили Островского и коней Большого.

Постояли у Вечного огня.

Слушали звон Иверской колокольни.

В магазинах – не были, в кафе – тоже.

Вот и пора – пора возвращаться домой.

Сколько времени? Время – к обеду.