Антимонопольная служба Германии приняла решение, что пора вмешаться в бизнес социальной сети Facebook. Последняя ведет сбор данных из самых разных источников, при этом не слишком интересуясь согласием пользователей. Социальная сеть делает это не только через специальные внутренние сервисы, но и через обычные лайки. Антимонопольщики обязалиFacebook сделать акцент при сборе данных на однозначное согласие пользователей. Социальная сеть будет опротестовывать это решение.
Над Facebook сгущаются тучи
Антимонопольная служба Германии обвинила соцсеть Facebook в злоупотреблении. При отсутствии значимых конкурентов социальная сеть эксплуатирует своих пользователей.
На этот раз дело зашло слишком далеко. Доля рынка сети составляет свыше 95%.
Facebook – крупнейшая социальная сеть Германии. Она насчитывает около 32 млн. пользователей в месяц. Из них 23 млн. посещают платформу ежедневно. С такими цифрами ее доминирование на рынке очевидно.
Специалист по конкурентной экономике Юстус Хаукап из Дюссельдорфа предупреждает, что не стоит смешивать антимонопольное право с законом о защите персональных данных. Крупные фирмы достаточно осторожно обращаются с собранными данными, и здесь нет нарушения антимонопольных норм. Другое дело, что пользователи соглашаются с условиями Facebook, только потому что у них нет иного выбора.
Пользователи должны давать согласие
Сбор информации Facebook на собственных страницах не является камнем преткновения. Пользователи в принципе понимают, что данные, оставленные ими на страницах социальной сети, могут быть обработаны и использованы. Другое дело внешние источники, имеющие привязку а аккаунту сети. К ним относятсяInstagram и Whatsapp, входящие в концерн Facebook. Пользователи должны понимать, что информация из них также собирается и обрабатывается. И на данный момент это происходит без их согласия.
Достаточно загрузить страницу, не имеющую никакого указания на Facebook, или нажать лайк, чтобы инициировать сбор и обработку данных.
Социальная сеть возражает, что информация собирается только с одной целью – улучшить сервис. Кроме того, скоро будет введен инструмент «прозрачная история», где пользователь увидит, какие данныеFacebook получает с других страниц. Правда, это не совсем то, что требует Антимонопольная служба Германии, так как согласие пользователя, по-прежнему, социальную сеть не интересует.
А есть ли выбор?
Антимонопольная служба понимает, что до сих пор у пользователей фактически не было выбора: или они пользуются Facebook, соглашаясь на тотальный сбор информации, или остаются вне социальной сети. Такое положение дел возникло из-за отсутствия сильных конкурентов. Однако главный сервис страны так не считает. Facebook утверждает, что находится в острой конкуренции с Snapchat, Youtube, Xing, Linkedin и Twitter.
Но Германия убеждена, что у пользователей возникла «вынужденная ситуация», которая уже вышла из-под контроля. Ведь они перестают распоряжаться собственными данными, используя Facebook, но и отказаться от использования сети не могут, так как достойная альтернатива на рынке отсутствует.
Антимонопольная служба Германии задумывается о наложении серьезного штрафа на нарушителя.
Наталья Левкина