Найти в Дзене

Скучает ли бог?

Чтобы ответить на этот вопрос необходимо разобраться, что мы подразумеваем под понятием “скука”. Также необходимо обозначить в каких рамках мы мыслим бытие бога и человека. Скука Для того, чтобы понять, что такое скука нам нужно знать истоки её появления. Почему она появляется у людей? И скучает ли бог? Для того, чтобы эти вопросы стали чуть ближе для нашего понимания обратимся к Артуру Шопенгауэру. “Жизнь большинства людей -- это лишь постоянная борьба за… существование, и они заранее уверены, что выйдут из нее побежденными.<..> Это не столько любовь к жизни, сколько страх смерти, которая, однако, неотвратимо стоит за кулисами и каждое мгновение может войти. Сама жизнь -- это море, полное водоворотов и подводных камней, которых человек избегает с величайшей осторожностью и усердием, хотя он и знает, что если ему даже удается, при всем напряжении и искусстве, пробиваться через них, то это с каждым шагом приближает его к величайшему, полному, неизбежному и непоправимому кораблекрушени

Чтобы ответить на этот вопрос необходимо разобраться, что мы подразумеваем под понятием “скука”. Также необходимо обозначить в каких рамках мы мыслим бытие бога и человека.

Скука

Для того, чтобы понять, что такое скука нам нужно знать истоки её появления. Почему она появляется у людей? И скучает ли бог?

Для того, чтобы эти вопросы стали чуть ближе для нашего понимания обратимся к Артуру Шопенгауэру.

“Жизнь большинства людей -- это лишь постоянная борьба за… существование, и они заранее уверены, что выйдут из нее побежденными.<..> Это не столько любовь к жизни, сколько страх смерти, которая, однако, неотвратимо стоит за кулисами и каждое мгновение может войти. Сама жизнь -- это море, полное водоворотов и подводных камней, которых человек избегает с величайшей осторожностью и усердием, хотя он и знает, что если ему даже удается, при всем напряжении и искусстве, пробиваться через них, то это с каждым шагом приближает его к величайшему, полному, неизбежному и непоправимому кораблекрушению -- смерти <...>”

#бог #жизнь #смерть #философия #эпикур #шопенгауэр #воля #смысл #скука
#бог #жизнь #смерть #философия #эпикур #шопенгауэр #воля #смысл #скука

По пути нашей жизни мы сталкиваемся с множеством невзгод. Каждый человек переживает встречу со страданием, но все они не смогли пересилить наш страх перед смертью.

Но интересно следующее: переизбыток жизненных невзгод и переживаний может сделать смерть желанной и человек добровольно к ней устремится. Но как только человека оставляют страдания и нужда, то подкрадывается скука. Человек должен как-то проводить время, “убить время” и избежать скуки. Желание — это страдание; удовлетворение скоро насыщает; а за одним желанием следует другое. Этому не видно конца. Желания выражаются в новой форме или наступает пустота и скука.

Бытие человека

Прежде чем начинать какое-либо исследование, нам надо определить в каком ключе мы понимаем человека.

Человека мы определим как живущее, существующее и переживающее существо. Существование и переживание мы отнесём к осознающему. К тому, что может рефлексировать. Допустим, переживание онтологического страха(ангст) смерти, старости. Это именно то, что отличает человека от других живых существ на планете Земля.

Среди обострённых переживаний собственного существования можно выделить скуку и тоску. Через них человек выражает стремление к поиску подлинного бытийствования. Такая трактовка была выражена, например, у А. Камю и С. Кьеркегора

Теперь можно определить свойства, которые в полной мере присуще человеку.

-2

Онтологическая недостаточность

Человек с самого рождения изменяет внешний мир, движимый чувством неудовлетворенности. Неудовлетворенность сопровождает нас на протяжении всей жизни. Неудовлетворенность проявляется, как в излишке, так и в недостатке. Человеку не хватает любви или он страдает от её переизбытка, не хватает еды или он страдает от обжорства, не хватает творчества или он бессилен в бытовых делах, не хватает сильных переживаний или спокойствия.

Мы постоянно стремимся наполнить свою жизнь желаниями. Но достигая их всё равно не обретаем удовлетворения. Мы не видим, что черпаем решитом Данаид и спешим всё к новым и новым желаниям. Так продолжается до бесконечности или продолжается до тех пор, пока мы не находим желание которое не может быть удовлетворено, но и отказаться от него мы тоже не в силах.

Конечность

Осознание конечности собственного бытия рождает страх, о котором мы говорили выше. Страх смерти, болезни, старости. Человек смертен. К тому же человек имеет определенную форму, его границы очерчены и видны.

Человек испытывать скуку потому, что он не находит смысла. Бездеятельность приводит человека к скуке и пустоте. Однажды наступает момент когда всякое желание уже заранее приводят к скуке благодаря осознанию и рефлексии. И даже страх смерти, отодвигаемый, кажется далёким, нереальным. Человек просто перестаёт ценить жизнь.

Бытие Бога

Самодостаточность и всемогущество

Если человек постоянно находится в недостатке и не имеет возможности стать, то бог уже ставшая субстанция. Богу не нужны ни какие-то определённые условия, ни “другой”. У бога нет онтологической недостаточности. Он всемогущ и прибывает в вечном блаженстве. Страх ему неведом, он существовал всегда и будет существовать бесконечно.

Единство и вечное блаженство

Бог пребывает в вечном блаженстве. Обратимся к эпикурейскому определению блаженства бога: «блаженное и бессмертное (существо) и само не имеет хлопот [беспокойств] и другому не причиняет их, так что оно не одержимо ни гневом, ни благоволением…” Вечное существование в едином спокойном, неизменном состоянии — и есть блаженство.

Если представить себе место, которое никогда не меняется, то прямо сейчас можно не удержать зевок. Таким образом любое другое состояние для бога будет являться иным, другим. Вечное пребывание в блаженстве, пресыщение от избытка, а также осознание достижения любой цели без усилий, приводит бога к созданию несовершенных существ, у которых более интересное существование, чем у него самого.

Представьте себе, что мы хотим создать фильм, написать книгу или сделать игру. Мы возьмём из своей жизни всё самое интересное, уберём все ожидания и скуку, и получится симуляция, которая гораздо интереснее и динамичнее, чем наша собственная жизнь.

Мы существует только потому, что нашему богу скучно.

Известный на весь мир режиссер и детский писатель Люк Бессон снял фильм, который называется “Люси”. Там главная героиня Люси фактически становится богом посредством расширения эффективности использования мозга. В одном из интервью его спрашивают:

– Когда разум Люси начинает приближаться к божественному, в её жизни не остаётся места для эмоций. Она ничего не чувствует. Неужели это значит, что в прекрасном высокоинтеллектуальном будущем не будет места ни для любви, ни для радости, ни для смеха?

Бессон просто отвечает: «Да, так и есть. В этом-то и есть прелесть того, чтобы быть человеком, а не Богом. Очень скучно быть богом. Пока мы люди, мы смеёмся, кричим, любим, дурачимся, и это существование полно жизни!»

Значит ли это, что скука приближает человека к состоянию божественной инертности? Апатия и атараксия человеческого существования сходна ли, стремится ли к состоянию апатии и атараксии абсолюта? Моя тем не отвечает на эти вопросы и оставляет поле для рассуждений и провоцирует на дальнейшие философские исследования в этом направлении.