В этот день вспоминаем выдающегося космонавта Владимира Комарова и приводим воспоминания его дочери.
Владимир Михайлович Комаров был первым командиром многоместного космического корабля, первым совершил полет без катапульт и скафандров. Дважды Герой СССР, он был редким профессионалом космической отрасли - как в теории, так и на практике.
***
До старта были проведены два тестовых пуска “Союза” - оба оказались провальными. Тем не менее, ничто не могло отменить злополучного утра 23 апреля - полет и так откладывался чересчур долго.
“Союз-1” с Комаровым на борту вышел на орбиту, сошел с нее, благополучно вышел в атмосферу. Далее - шок: комиссия на том месте, где должно было пройти приземление, увидела разбитый корабль, спутанный купол парашютной системы и останки космонавта.
Как все должно было пройти? Тормозной парашют площадью 18 квадратных метров должен отцепляться от корабля, вытаскивать из контейнера основного купола и вводить его в действие - это гасит скорость движения корабля до безопасной. Но по загадочным причинам упаковка не вышла из контейнера на борту “Союза-1”, оказавшись зажатой в нем - ранее такого не случалось в практике разработчиков. Это казалось немыслимым, что тормозной купол под чудовищным тянущим усилием остался на месте, а стропы спутались.
Как выяснится впоследствии, к этому вели сразу несколько ошибок, а сам полет, несмотря на видимую штатность, с самого начала не задался, Комарову пришлось управлять кораблем в тяжелейших условиях, буквально сражаться за него.
Отечественной космонавтике пришлось вынести суровый урок, был потерян выдающийся космонавт, которому незадолго до гибели исполнилось всего 40 лет.
На устранение проблем ушло полтора года, а сегодня космический корабль “Союз” - надежнейший в мире.
Дочь Владимира Комарова, Ирина Владимировна, вспоминала в интервью “Московскому комсомольцу”, что отец перед вылетом чувствовал беду. В частности, навещая своего коллегу в больнице, он грустно рассказал и о своих делах: “На 90% полет сложится неудачно”. Также он начал учить супругу водить машину, а приобретя в один из последних совместных дней сервиз, сказал ей: “Будешь потом принимать гостей”.
Владимир Михайлович, вспоминает Ирина Владимировна, незадолго до отправления, привел свой рабочий стол в идеальную чистоту, ответил на все письма, положил на видное место все важные документы и ключи, несколько минут стоял в дверях, не решаясь выйти в вечность...
Вечная память Герою отечественной космонавтики!