Сегодня праздничный день у всех одиннадцатиклассников. Выпускной бал уже скоро, осталось лишь дождаться прибытия лимузинов, сделать памятные фото на их фоне с любимыми учителями и родителями. И тогда уже можно загружаться в белоснежные длиннющие машины, подхватив роскошные подолы вечерних нарядов. Все взволнованы и утомлены. Награждения и поздравления позади, впереди - веселье, музыка и танцы.
Разумеется, ребята хотят побыстрее приехать на место празднования и, наконец, расслабиться, перекусить и окунуться в головокружительную атмосферу вечеринки. Девчонки спешно поправляют замысловатые прически и модный макияж. Мальчишки что-то громко обсуждают и подсмеиваются. Кто-то умудрился найти таки укромное местечко и закурить. Несколько влюбленных парочек чуть поодаль от всей толпы, обнявшись, нашептывают друг другу слова признания и восхищения.
Вдруг вижу, наша классная руководительница ведет под руку выпускницу Дашу и оглядывается по сторонам, явно в поисках помощи. Подхожу, оказывается Даше плохо. Видимо сказалась жара, волнение и голод. Протягиваю ей плитку шоколада и печенье. Она упирается, не хочет кушать и смахивает со лба холодный пот. Учитель строгим голосом рекомендует девочке все же съесть предложенное.
Тут к нам подбегает мама Даши. Обеспокоенная женщина вытаскивает из сумки таблетку и дает ее дочери.
- Рассоси, полегчает,- советует ей мама.
- Да отстань ты, нормально все со мной,- выкрикивает раздраженно Даша, бросая на маму гневный взгляд.
- Так, Даша, с мамой смени тон, пожалуйста,- сделала замечание учитель.
Я ненароком взглянула на маму Даши. Ей было очень неловко в сложившейся ситуации, а мне было ее очень жаль, и девочку жаль. Они обе, кажется, очень хорошие. Просто что-то не складывалось в отношениях мать-дочь, что-то застряло занозой, какое-то недопонимание, мешавшее налаживанию счастливого существования вместе, но никто не мог понять, что именно. Не мог или не хотел...
Я проецирую подобные случаи на собственные отношения с детьми. Мне всегда интересно знать, что мои дети обо мне думают в ту или иную минуту. Я ведь не идеальна. Тоже бываю несправедлива, и кричу, и срываюсь, и критикую, и жалею, и балую, и люблю. Комплекс чувств мне не чужд. Но я анализирую свои поступки. Оцениваю и часто жалею о содеянном. Признаю, что зря вспылила, или, наоборот, сокрушаюсь, что не сделала замечание, пропустила мимо ушей едкий выпад в свой адрес, проворонила, так сказать, важный аспект в воспитании и вот теперь пожинаю плоды. В общем веду постоянную внутреннюю работу с собой и внешнюю - с детьми. Хотя муж у меня, не скрою, приверженец строгих мер воспитания. Он постоянно вспоминает свою маму, как строго она его воспитывала и если что, так сразу вишневую хворостину в руки и получай. Однако сам он никогда не трогает сыновей. Ругает, порой кричит, еще и голос сногсшибательный, наговорит им обидных слов, но рукоприкладством не занимается.
Возможно кто-то осудит, скажет, что на детей нельзя кричать и прочее, но ведь дать совет всегда проще, чем войти в положение, осудить всегда легче, чем попробовать понять. Да и говорить, что вот "я бы на твоем месте", вообще недопустимо, потому как каждый на своем месте, и никак иначе.
А что делать, если твой ребенок кричит на тебя? Да еще в присутствии учителя и посторонних? Это следствие чего? Того, что когда-то ты на него кричала? Или так само собой получилось? А может этот детский крик в сторону мамы как раз и родился вследствие слишком слабого воспитания? Может зря мы их гладим по головке и ласково треплем непослушные волосы? Может вишневая хворостина и есть единственно верный путь к великолепному результату? Муж, между прочим, с благодарностью вспоминает мамины методы воспитания, от которых спина в красных полосках. Говорит, правильно мать делала, иначе не вырос бы я нормальным человеком. Значит метод вишневой хворостины оставляет не только красные полосы на спине, но и памятные рубцы в недрах детского мировосприятия, четко закладывая туда понятия "можно" и "нельзя"?
Я все же склонна к более мягким приемам в воспитании детей. Другими словами, приветствую метод "вишневой хворостины" в облегченном варианте, на вербальном уровне.
Да, да, склонна к строгости, но на самом деле я не такая. Я размазня и слабовольная. Наказываю для того, чтобы через пять минут отменить наказание. Да еще и виноватой себя чувствую.
"Сначала воспитай себя, а потом уже ребенка,"- так кажется мудрые говорят.
Если вам понравилась статья, поставьте класс, пожалуйста.
Жду вас к себе в подписчики.
До новых встреч!