Первобытный страх
Иначе как стремительным начало карьеры Нортона не назвать. За первую же серьезную роль в фильме «Первобытный страх» он получил «Золотой глобус» и номинацию на «Оскар» как лучший актёр второго плана. В фильме Эдвард исполняет роль убийцы епископа, который пытается убедить своего адвоката (Ричард Гир) в том, что страдает от раздвоения личности. Убедительная актерская игра принесла Нортону не только премии, но и массы приглашений в крупнейшие кинопроекты.
Американская история Х
Роль лидера неонацистской группировки Дерека Виньярда, чьи взгляды проходят трансформацию прямо на глазах у зрителей, стала первой культовой ролью Нортона. Мощный сценарий и впечатляющая игра Эдварда сделали «Американскую историю Х» одной из самых сильных драм о расизме и жестокости в обществе. Во время пост-продакшена актёр разругался с режиссером ленты из-за монтажа. Удивительно, но студия встала на сторону актёра и позволила ему самостоятельно смонтировать фильм. Это был первый, но далеко не последний случай, когда Нортон вмешивался в процесс производства фильма. Актёр получил номинацию на «Оскар», но киноакадемики отдали приз Роберто Бениньи, сыгравшему жертву холокоста в ленте «Жизнь прекрасна». Символично.
Бойцовский клуб
Всего через год после «Американской истории Х» Эдвард Нортон играет в возможно даже более культовом фильме. Тяжело объяснить в двух словах, о чём рассказывает «Бойцовский клуб»: тут и личный кризис, и буддистская философия, и, конечно же, подпольные бои. Это именно тот случай, когда лучше один раз увидеть. Если вы по какой-то причине до сих пор не смотрели «Бойцовский клуб», как можно скорее восполняйте этот пробел!
Невероятный Халк
Все перечисленные роли Эдвард сыграл за четыре первых года работы актёром, а ведь это далеко не полный список: были ещё «Красный дракон», «Царство небесное» и «Иллюзионист». Неудивительно, что такой невероятный старт карьеры отразился на самооценке актёра. Нортон и в начале карьеры часто пытался контролировать съемки: занимался монтажом «Американской истории Х» и правил сценарий «Фриды» и «Разрисованной вуали», но в «Невероятном Халке» нарциссизм Эдварда столкнулся с только начавшей работать машиной под названием «кинематографическая вселенная Марвел». На съёмочной площадке Нортон привычно спорил с режиссером, исправлял сценарий и вмешивался в монтаж. Итоговый хронометраж не устроил студию, и Эдвард со скандалом стал требовать, чтобы право финального монтажа отдали ему, но студия Марвел логично отказалась это делать. «Невероятный Халк» стал одним из самых неудачных фильмов от Марвел, о котором и вспоминать-то не принято, а Нортона в следующих фильмах заменили на Марка Руффало. После этого скандала карьера Нортона пошла на спад: студии не хотели рисковать и решили лишний раз не связываться со своенравным артистом. В итоге от ролей в «Бойцовском клубе» и «Американской истории Х» актёр перешёл к «Травке» и «Стоуну».
Бёрдмен
Спустя восемь лет игры в не интересных зрителям фильмах и ролей, недостойных его таланта (за исключениям эпизодических ролей у Уэса Андерсона), Нортон попадает в оскароносный «Бёрдмен». Главную роль в фильме исполнил Майкл Китон, и многие зрители отмечают, что образ персонажа сильно перекликается с историей жизни актёра. Но не все обратили внимание, что Нортон в «Бёрдмене» тоже по сути играет самого себя: талантливого актёра, который постоянно лезет в работу режиссера и сценариста. Роль Эдварда даже отметили номинацией на «Оскар», но новых интересных проектов ему это не принесло. Видимо, спасать карьеру Нортона придется, пожалуй, единственному режиссеру, способному с ним работать – Уэсу Андерсону.