Есть один святой, который стал известен, скорее всего, из-за своего прозвища. Потому что много святых, много святых Иоаннов и даже святых патриархов немало. Но Милостивый! Такое нелегко забудешь.
В его житии много легендарных сюжетов и популярных нарративов, встречающихся во многих аналогичных жизнеописаниях. Но даже если истории о нём по большей части выдуманы или откуда-то списаны, то за ними прослеживается одна важная характерная черта и, скорее всего, она у него была на самом деле: деньги буквально жгли ему руки.
Тратил он их на благотворительность, всякие богоугодные и архинеобходимые заведения вроде гостиницы для монахов, но патриархию в итоге разорил полностью. Ну и чего плохого, скажете вы, а того, отвечу я, что Александрийский патриархат был прежде одним из столпов экономической и социальной стабильности своего региона с очень большими социальными обременениями. Это было огромное хозяйство, обеспечивавшее массу рабочих мест. Образно говоря, оно давало людям удочки для ловли рыбы, а св. Иоанн начал раздавать саму рыбу: если верить преданию, с его подачи вокруг патриархии кормилось семь тысяч профессиональных нищих. Зато в один не очень прекрасный момент, когда разразился голод и от церкви действительно потребовалось напрямую выделить средства на продукты для бедноты, казна патриархии оказалась пуста, так что катастрофа прекратилась только благодаря «божественному вмешательству». Что там было на самом деле - Бог весть...
Да, так вот мощи его, сначала целиком хранившиеся в Амафунте (это Кипр), а потом фрагментированно в Константинополе, судя по всему, растащили по частям. Останки благочестиво обезглавили и голову утащили в живописные монастыри Мете́оры, правую руку на Афон, что-то в Иерусалим, что-то в Египет, что-то уволокли крестоносцы в самый Париж. А, и ещё что-то привозили в дар русскому царю. Ну, не совсем в дар, но это отдельный разговор. Конечно, мы подразумеваем, что всё то были подлинные реликвии, потому что по части их фальсификации с теми же афонитами мало кто сравнится.
Со всем этим никак не сочетается католическое предание о перенесении его мощей из Александрии (где они никогда не были) и положении их в соборе Сан Джованни ин Брагора в Венеции. Хотя они вполне себе прописались там, а оттуда уже и в православной традиции — любой православный паломник знает, что мощи святого находятся в Венеции, а как ещё.
На самом же деле в ризах католического епископа с высокой долей вероятности лежат мощи митрополита Фиванского Иоанна Калоктена, который за свою социальную деятельность ещё при жизни был назван «Новым Иоанном Милостивым». Получается, "Федот, да не тот".
От момента его смерти до перенесения мощей в Венецию в 1249 г. прошло немногим больше полусотни лет. Учитывая также и то, что особой известностью и почитанием Калоктен не пользовался, неудивительно, что мощи сохранилась полностью и никто их не растащил по частям прежде, чем их забрали крестоносцы и удачно (а я не сомневаюсь, что удачно) впарили реликвию венецианцам.
Между тем, житие Иоанна Калоктена отличается гораздо большей реалистичностью и, уж простите, большей трезвостью. Так что уважения (и поклонения) его останки заслуживают в любом случае.