В этой статье я хочу показать влияние дошкольной "системы" на самооценку и развитие моих детей. Конечно, детская психология - это отдельная отрасль науки и писать "детская психология" - это некоторая наглость с моей стороны. Ни в коем случае не претендуя на научную точность, просто поделюсь своим опытом.
У меня трое детей, старшие - погодки. Они уже закончили школу и техникумы. Старшая работает и занимается самообразованием, получение высшего образования ей не интересно (надеюсь, это только пока). Средняя работает и учится заочно в университете. С младшей сестрой у них разница в 15 и 14 лет.
Старшие дочки рано пошли в детский сад. Когда старшей было 3, а средней 2, мне пришлось выйти на работу. Практически сразу я стала очень занятой мамой, собственно, как большинство мам в России.
Одно время моя работа была связана с постоянными командировками, даже по выходным дням. Потом места работы менялись, но работа в выходные, задержки допоздна были нормой. Поэтому забирать детей пораньше и, тем более, устраивать им "каникулы", когда она устанут от детского сада, было невозможно.
Так что двое старших детей изначально оказались "встроены" в систему дошкольного образования.
Детский сад
Детский сад у детей был самый обыкновенный. Абсолютно. Тогда в нашем городе как раз стали модными "Центры развития детей". Потому что в них занимались с детьми обученные по каким-нибудь новым программам педагоги. А наш детский сад "не котировался", и поэтому обменять место в нем на место в другом саду было невозможно.
Как я понимаю, в плане развития детей тогда все зависело от желания воспитателей. Была замечательная женщина - музыкальный педагог, с душой относившаяся к своим занятиям. Физкультурой занимался молодой преподаватель. Вроде тоже неплохой, даже закаливанием каким-то занимался, но с другой группой. Воспитатели к праздникам разучивали с детьми стихи. Еще лепили из пластилина и рисовали. Однако крик на детей и запирание в спальне в качестве наказания были нормой. Постоянно раздраженные воспитатели и нянечки (они же помощники воспитателя) могли и шлепнуть. Во всяком случае, у старшей дочки так было.
Но второй дочке почему-то повезло. Обе ее воспитательницы в профессии оказались не случайно и искренне любили детей.
Домашние занятия
Я, тогда еще молодая энергичная мама, много читала о развитии детей. И максимально старалась "додать" дочкам то, что было возможно в наших условиях. Каждую свободную минутку я проводила вместе с ними. То мы вырезали что-то и клели из цветной бумаги, то рисовали, то пели песни. Старшая дочка вполне сносно начала читать в 3 года, быстро полюбила книги, читала вслух. Детские энциклопедии постоянно были открыты. Дети оттуда что-то срисовывали или просто читали. Дочки придумывали стихи и сказки, строили из конструкторов целые города, которые мы не убирали по нескольку дней. Каждый вечер заканчивался сказкой на ночь.
С 3-х лет я начала водить дочек в театры, картинную галерею и музеи. Иногда выбирались на прогулки по лесу.
До сих пор у нас дома есть диски с компьютерными играми серии "Искатель" на развитие внимательности. За уши детей было не оттащить от этих игр. Да что греха таить, я и сама в них играть люблю :).
Порой случалась и "развлекуха" вроде аттракционов, зоопарка, цирка и кино. Но это было крайне редко.
Негативный опыт
Старшая дочка была абсолютно "несадиковским" ребенком, для нее это был тяжелый опыт. Поменять детский сад не удалось, он "не котировался". Вторая группа была еще более переполнена, чем та, в которую ходила дочка. А в более младших группах дочке было бы совершенно нечего делать, да и они были заполнены больше нормы.
Воспитателей больше всего бесило то, что дочка все время пела. "Что она все время пищит!?" - возмущалась воспитательница. Но не петь девочка просто не могла. Она начала петь до того как научилась разговаривать. Поэтому запретить дочке петь было так же невозможно, как запретить дышать. Даже ночью во сне она временами что-то напевала.
Было еще несколько человек, по тем или иным причинам бесивших воспитателей. Дети, видя такое отношение, тоже начинали беспрепятственно обижать изгоев.
В четыре года у старшей дочки случился первый обструктивный бронхит. Болезни для нее были временем отдыха от дошкольной "системы". Но после больничного приходилось возвращаться в ту же группу, к тем же педагогам.
Когда было совсем плохо, дочка уходила к музыкальному работнику или психологу. За 4 года она стала неуверенной в себе, крайне нерешительной девочкой. Боялась сказать "да" или "нет", пока не поймет, какого ответа от нее ждут.
И вот старшая дочка закончила детский сад. Выпускной стал для старшей дочки настоящим праздником. "Свобода!!!" - кричала она на бегу, наматывая круги вокруг здания детского сада.
Позитивный опыт
Как повлияла дошкольная "система" на вторую дочку? В самом начале, отдавая ее в ясельную группу детского сада, я очень переживала. Ведь до этого дочка буквально не отходила от меня. При незнакомых взрослых старшая быстро осваивалась и начинала весело общаться, а младшая робела, предпочитала быть максимально рядом, а еще лучше - уцепиться за штанину и спрятаться.
Казалось бы, раз обе дочки ходили в один детский сад, у второй-то все должно сложиться также печально. Но нет - дочке повезло с воспитателями и в яслях, и в саду. Она быстро освоилась и начала шалить и озорничать. Но ее неуемную энергию воспитателям всегда удавалось направить в созидательное русло. Не было ни одного случая, когда бы воспитатели ее унизили, ударили. Наоборот, ей все время давали какие-то маленькие поручения. Особенно она любила, когда была главной в чем-то. Дочка обожала своих воспитателей и ничего не боялась.
В детском саду дети общаются с тремя-четырьмя постоянными взрослыми, не больше. Поэтому в двух соседних группах может быть совершенно разная психологическая обстановка.
В этом и плюс, и минус детского сада
У старшей в группе на детей кричали, к некоторым детям применялись физические наказания, их обзывали, толкали и стыдили при всех. Я думаю, что негативный опыт получили и те дети, которых не обижали. Ведь все эти безобразия творились у них на глазах. Для них это было нормой.
Воспитатели в группе у второй дочки не повышали голос на детей. Наоборот, детей обнимали, чаще хвалили и подбадривали, наказывали не унижая.
Старшую дочку, кстати, в 6 лет я отдала в фольклорную студию. На тот момент я наивно надеялась обойтись просто пением раз в неделю, без музыкальной школы. Жизнь показала, как я была неправа :)
Здравствуй, школа
После зачисления старшей дочки в первый класс, я показала ей дорогу в школу. Пару раз мы прошли весь маршрут вместе. Потом еще несколько раз, причем дочка впереди, а я чуть позади. После 1 сентября провожаний в школу у нас не было. Только иногда, когда я была в отпуске или отпрашивалась с работы, чтобы встретиться с учителем (второй дочке, когда она подросла, было проще: она просто "села на хвост" старшей).
Когда старшая закончила 1-й класс, а средняя выпустилась из детского сада (в подготовительной группе дополнительно водили ее в воскреску при школе), мы переехали. Планировали на соседнюю улицу, но неожиданно купили квартиру за 3 остановки от прежней. Теперь до школы детям добираться нужно было бы на транспорте.
Родители на работе, бабушки-дедушки тоже, провожать детей в школу некому. Как быть? Учить самостоятельно ездить на транспорте? Старшей вроде как и можно, но вторая - просто "шило в попе". Страшно.
С другой стороны, класс у первой дочки хороший, учительница тоже неплохая. У второй дочки в воскреске занятия вела хорошая учительница, которая должна была взять себе их 1-й класс. Дети за год перезнакомились, подружились.
Месяц мы были в таких метаниях, в итоге попросились в школу не "по прописке", но рядом.
Продолжение следует.