Жизнь человека в современном обществе, особенно в городе, навязывает определенные стереотипы поведения, в частности в еде. Это не только фастфуд, но и снеки, набирающие популярность. Под продуктами такого рода подразумевают орешки, семечки, сухофрукты, смеси орешков и сухофруктов, картофельные и кукурузные чипсы, экструдированные снеки, хлебцы, соленые сухарики, соленое печенье, закуски из сушеной рыбы, морепродуктов, мяса и еще многое другое.
Продукты быстрого приготовления являются перспективными в плане роста. Однако специалисты расходятся во мнениях по поводу ситуации на рынке таких продуктов. Одни считают, что он стагнирует и растет микротемпами, другие, наоборот, уверены, что в последние годы российский рынок снеков демонстрирует уверенный рост и лишь по некоторым позициям — насыщение.
По данным экспертов агентства NeoAnalytics, российский рынок снеков отличается национальными предпочтениями и аутентичным колоритом. Имеется в виду, что за рубежом это только перекус, у нас же снеки приобретаются в качестве закуски. Здесь фаворитами являются ржаные сухарики, сушеные и копченые морепродукты и мясо.
В целом рынок несладкой снековой продукции консолидирован и прочно поделен между 7–10 участниками, если брать разные сегменты. Данные NeoAnalytics показывают, что важной особенностью российского рынка несладких снеков является то, что в его структуре доминирует внутреннее производство.
Объем рынка
В 2017 году объем российского рынка несладких снеков увеличился на 0,2%, составив 240 млрд руб., но приближается к стагнации. К 2020 году розничные продажи снековой продукции в России могут достигнуть показателя в 259 млрд руб., а ежегодные темпы роста составят 2–3%, отмечают в NeoAnalytics.
По данным Тимура Нигматуллина, аналитика «Открытие Брокер», общий объем российского рынка снеков составляет 400 тыс. т, в денежном выражении — 260 млрд руб. Сегмент несладких снеков составляет 185 млрд руб. По его мнению, конкуренция очень высокая во всех сегментах из-за простоты производства. Показатели маржи здесь сильно разнятся в зависимости от конкретного вида продукции, размеров бизнеса, кредитного плеча.
Тимур Нигматуллин рассказал, что у снековых компаний те же проблемы, что и у производителей остальных продуктов питания: преимущественно падение реальных доходов населения на 12% за 5 лет и тренд на здоровый образ жизни, который подразумевает отказ от вредных продуктов, прежде всего от чипсов. Также негативно влияет на бизнес повышение НДС. Другие значимые факторы пока не прослеживаются.
Тимур Нигматуллин прогнозирует, что в ближайшие годы ожидаются околонулевые темпы роста этого рынка в натуральном и денежном выражении. «Его драйвером, скорее всего, станет слабый рубль, который ограничивает потребление импортных снеков», — отмечает аналитик.
Краснодарский край
ООО «Мистер снек» — один из крупнейших производителей снеков в Краснодарском крае, у которого более четырех десятков представительств в регионах России. Сергей Ткачев рассказал, что конкуренция в этом бизнесе на Кубани огромная как между местными производителями, так и с представителями других регионов. «На наш рынок зашли фирмы из Новосибирска, Барнаула, Москвы и ряда других крупных городов. Они считают, что Краснодарский край — богатый регион и здесь можно реализовать большие объемы продукции. Особенно это ощущается в летний период, когда курортники готовы тратить много денег на напитки и закуски. Мы научились выживать здесь, и нам уже не страшны никакие проблемы. Поэтому, имея за плечами огромный опыт, мы и смогли выйти в другие регионы», — отметил он.
По словам бизнесмена, из-за плотной конкуренции маржинальность производства и продажи снеков очень трудно определить объективно, она зависит от сезона, но она небольшая и не может сравниться с продажей тех же прохладительных напитков — намного ниже.
По словам индивидуального предпринимателя Евгения Штепы, в Краснодаре, где сосредоточено большинство предприятий этой сферы, всего девять производителей снеков, которые в основном изготавливают луковые кольца, соленые орехи и сухарики. Это количество полностью удовлетворяет рынок местной продукции. Евгений Штепа, так же как и предыдущий собеседник, утверждает, что из-за плотной конкурентной среды маржинальность бизнеса сравнительно невысокая, на этот факт также влияет и присутствие на рынке крупных игроков из других регионов. «Но спрос все же больше именно на кубанские снеки — им больше доверяют, что вполне объяснимо ввиду того, что сырье для сухариков и фиточая используют местное, вкусоароматические добавки — российские, арахис — хоть и из Индии и Узбекистана, но высшего качества. Этим пользуются розничные продавцы — пивные магазины и мини-маркеты, которые делают 150–200%-ную наценку», — добавил он.
Бизнесмен также рассказал, что продукция его компании пользуется спросом и в других регионах. Основной проблемой он назвал дефицит квалифицированных и трудолюбивых кадров. Многие работники, констатировал собеседник, хотят много получать, но мало работать. Также негативное влияние оказывают высокий тариф на электроэнергию и увеличение размера НДС.
Свой бизнес Евгений Штепа развивает на собственные средства, помощи от региональных властей он не получает, ввиду того что не подходит ни под одну существующую программу. Несмотря на трудности, предприниматель строит планы на будущее и намерен увеличить ассортимент — сухарики, семечки, ввести ряд новых наименований, увеличить объем выпускаемой продукции. Это необходимо сделать для того, чтобы конкуренты не смогли обойти его в борьбе за покупателя, считает он. Останавливает пока только отсутствие свободных средств на покупку оборудования, аренду помещений и наем новых сотрудников.
«С сетями я не работаю и не планирую. Там слишком жесткие условия, чтобы зайти, они требуют очень большую отсрочку платежей, 100%-ный возврат, бонусы», — сказал предприниматель в заключение.
Опрошенные бизнесмены в один голос утверждают, что рынок снеков Краснодарского края приближается к 100%-ному насыщению, уровень конкуренции достигнет пика в этом году, в связи с чем маржинальность снижается из года в год. Местные производители считают основными своими соперниками компании из других регионов, которые уже несколько лет ведут экспансию и демпингуют, что на руку разве что розничным магазинам, которые, как стало понятно, добавляют до 200% наценки, а пивные бары и пивные магазины — иногда и 250% к цене производителя. В этой ситуации было бы логично и понятно, если бы власти края поддержали свои предприятия, но ни один из наших собеседников даже не упомянул об этом.
Локомотив
Как рассказали в пресс-службе компании «Балтика», по итогам 2018 года отечественное пивоварение впервые за последние 11 лет показало рост производства: всего выпущено 774,7 млн дал пива. По оценке компании, рост составил 3%, чему способствовали благоприятные погодные условия во втором квартале и чемпионат мира по футболу FIFA 2018 в России во втором-третьем кварталах.
Рынок пива в Краснодарском крае также продемонстрировал положительную динамику — 3% по сравнению с прошлым годом. Доля национальных игроков по итогам 2018 года составила 63,7, объемная доля локальных игроков — 36,3. В Краснодаре и Сочи «Балтика» продолжает занимать лидирующую позицию. Ее объемная доля составляет 29,7% в Краснодаре и 38,1% в Сочи. Краснодарский край в общем объеме продаж дивизиона составляет 20%.
Как констатируют в компании, за последние годы на развитие пивоваренной отрасли оказали влияние более 120 принятых федеральных законов. Более 70 субъектов РФ ввели на своей территории дополнительные более жесткие ограничения в отношении оборота пивоваренной продукции, и это стало существенной нагрузкой. При этом возможности для развития бизнеса в регионах постепенно уменьшаются, в особенности это касается предприятий розничной торговли.
По мнению пивоваров, не всегда законодательная инициатива тщательно просчитана и обоснована с точки зрения влияния на бизнес и экономику в целом: «В этой связи мы выступаем за развитие процедуры оценки регулирующего воздействия (ОРВ) в регионах и считаем, что оно должно оцениваться у всех без исключения законопроектов, так или иначе затрагивающих сферу предпринимательской и инвестиционной деятельности. Очень приятно, что сегодня такой позиции придерживаются и представители власти, в Краснодарском крае в том числе. К сожалению, пока всего лишь 14% инициатив проходят ОРВ».
В компании также отметили, что ограничение оборота ПЭТ-бутылок на данный момент является наиболее значимым фактором, влияющим на падение пивоваренного рынка. Диалог между бизнесом и властью все же идет: 1 января 2018 года вступило в силу разрешение производить и экспортировать пивоваренную продукцию в ПЭТ-бутылках объемом 1,5 литра.
Установленный законом предельный объем пластиковой упаковки в 1,5 литра является жестким, но все же позволяет производителям пива и смежным отраслям постепенно адаптировать производство к новым требованиям. Дальнейшее ограничение объема скажется на отрасли крайне негативно и не будет положительно влиять на снижение потребления алкоголя.
С мнением о жесткой конкуренции также согласен начальник отдела маркетинга компании «Кроп-пиво» Никита Шиманский. «Во взаимоотношениях с розничной торговлей выигрывает тот игрок, который может предложить лучший по характеристикам продукт — в нашем случае живое пиво — по оптимальной стоимости. Это же помогает выйти на рынки других регионов. Для этого мы создали собственную структуру дистрибуции на территории РФ, собственную логистическую сеть и систему хранения», — заметил он.
Для компании, которая варит пиво без консервантов и с коротким сроком годности, основная и самая трудная задача — в короткие сроки реализовать продукцию. «С этим мы справились, и сейчас, перед сезоном, предприятие будет запускать новые сорта», — рассказал представитель кубанской компании.
Эпилог
При подготовке этого материала пришлось столкнуться с совершенно разной реакцией на вопросы журналиста. Практически во всех снековых компаниях были дружелюбны и охотно делились информацией. Совсем иная ситуация с производителями пива Краснодарского края. В компаниях либо просто не отвечали на звонки и бросали трубки, либо директора и маркетологи внезапно оказывались в командировках и никому не было известно, когда они вернутся. Только представитель одного предприятия пояснил, что кубанские пивовары не хотят привлекать к себе и своему бизнесу внимание. Кого? Как оказалось, более крупных конкурентов и, самое главное, проверяющих органов. По его словам, после каждой публикации в прессе к ним с проверками приходят представители Роспотребнадзора, налоговых органов, полиции и МЧС.
Такой же закрытой для общения со СМИ оказалась сфера производства безалкогольных напитков и минеральной воды. Как пояснил анонимный источник, это связано с очень жесткой конкуренцией на рынке и борьбой компаний за его долю.