Найти тему
AMV-boat

Постройка моторной лодки своими руками. Часть 1. Глава 5.

Почти собранный корпус - осень 2006.
Почти собранный корпус - осень 2006.

Глава 5. Начало строительства.

Я долго не подходил к самому интересному - подготовительный этап действительно оказался длинным. Но он таки завершился и начинаем делать детали для сборки.

Склеенные "на ус" фанерные листы.
Склеенные "на ус" фанерные листы.

Для начала нужно было склеить фанеру по длине - самая длинная деталь получилась 4,8 м. Берем фанеру все 8 листов, складываем стопкой со смещением равном примерно 8-10 толщин фанеры. В нашем случае это 60 мм. должна получиться вот такая лесенка.

Примерная схема укладки фанеры для сошлифовывания углов "на ус"
Примерная схема укладки фанеры для сошлифовывания углов "на ус"

Далее рубанком грубо снимаем лесенку, а потом ленточной шлифмашиной доводим до получения ровной наклонной поверхности. Да, листы нужно уложить так, чтобы потом при перевороте все листы оказались лицевой стороной в одну строну. Далее выкручиваем фиксирующие шурупы и снимаем все в сторону. Далее отрезаем кусок пленки шириной примерно пол-метра и длиной побольше ширины листа и кладем на ДСП или на любую ровную поверхность, на которой вы собираетесь клеить. Сверху укладываем фанеру щедро намазываем эпоксидной смолой будущий шов. Нужно дать смоле впитаться в фанеру минут 10, потом еще раз промазываем эпоксидкой. Со вторым листом проделываем тоже самое и перевернув лист укладываем к первому листу чтобы получилась ровная поверхность. Сверху на шов укладываем прослойку из полиэтиленовой пленки и повторяем всю процедуру снова. После укладки последних двух листов сверху опять все укрываем пленкой и кладем сверху на шов ровную доску или ДСП, а сверху грузим каким-нибудь грузом. Как показывает практика груза много не бывает. Что есть тяжелого все и кладем, ну или собираем специальный зажим на струбцинах. Струбцины будут нужны мощные.) Далее весь "пирог" оставляем в покое на сутки. Через сутки все разбираем, берем в руки шлифмашину и наводим порядок - убираем лишнюю смолу, которая выдавилась из шва. Все, листы готовы к переносу выкроек!

Вот что должно получится.
Вот что должно получится.

Выкройки, которые получились, я вывел на плоттер, склеил и вырезал. Потом обвел карандашом и выпилил лобзиком. Получилось вот что.

Готовые детали для днища.
Готовые детали для днища.
Готовые детали бортов. На заднем плане транец.
Готовые детали бортов. На заднем плане транец.

Готовые детали сложил попарно и просверли в крае отверстия с шагом примерно 150 мм. В отверстия вставил заготовленные отрезки проволоки и скрутил.

Соединенные днищевые листы.
Соединенные днищевые листы.

После "сшивки" медной проволокой развернул днище и уложи на транец.

Днищевые листы уложенные на транец и прикрученные временными саморезами.
Днищевые листы уложенные на транец и прикрученные временными саморезами.

Отдельное внимание нужно уделить транцу или как его еще называют - транцевая плита. Деталь сверхответственная - на нее навешивается двигатель. Транец получился у меня тяжеловат - вклеил дубовую доску 35 мм толщины. Сразу скажу, что это лишнее. Можно было найти просто безсучковую доску из сосны толщиной примерно 35-40 мм. этого вполне достаточно. Дуб излишне прочен и тяжел. Собираем пирог - 8 мм фанера, слой стеклоткани пропитанной смолой, далее дубовая доска, потом опять стеклоткань со смолой и завершающий слой - 6 мм фанера. Весь пирог тщательно стягиваем струбцинами и оставляем на сутки в покое. На следующий день разбираем струбцины и шлифмашиной приводим все в красивый внешний вид.

Установка бортов. Мидельшпангоут уже собран и готов к установке.
Установка бортов. Мидельшпангоут уже собран и готов к установке.

Да, немного я поторопился со сборкой - перед этим нужно собрать все шпангоуты. Дело муторнное ввиду большого количества мелких деталей. Шпангоуты делал сборные, но можно сразу резать из фанеры - просто получится намного дороже, но зато в разы быстрее.

Собранная шпангоутная рамка.
Собранная шпангоутная рамка.

Сейчас я понимаю, что с количеством шпангоутов получился перебор, но тогда хотелось сделать покрепче и понадежнее. можно было их делать в два раза меньше. Провозился я с ними долго - пока все детали вырежешь, пока склеишь, пока все шурупчиками завернешь - думал, брошу все к чертовой матери! Терпение было на исходе, но гордость не дала все бросить. Работа медленно, но верно продолжалась. Когда был собран последний шпангоут, очень хотелось напиться.))) Правда в процессе постройки таких моментов было много. Правда ни разу не напился - не люблю я это дело.)))

Силовая переборка между моторным отсеком и пассажирским кокпитом.
Силовая переборка между моторным отсеком и пассажирским кокпитом.

Вот после того как все шпангоуты были собраны началась настоящая сборка! Лодка начала обретать форму. Незабываемый момент, когда из кучи фанеры и досок вдруг начинают проступать контуры будущего корабля. Наверно только инженеры поймут меня, когда на глазах их идеи вдруг начинаю претворяться в жизнь. Из кучи деталей и заготовок, которые ты пилил строгал, подгонял и клеил вдруг что-то начинает получаться! Очень люблю этот момент в постройке чего бы то ни было!))

Корпус с установленными бортами.
Корпус с установленными бортами.

А вот с бортами пришлось помучиться. Сначала решили делать, как описано у Сергея Баркалова в статье, но сборка от носа оказалась справедливой для небольших лодок. Одновременно оба борта ставить не получилось - очень большие детали - удержать невозможно. Стали делать по одному борту. Начали с носа. К корме получили несхождение 8 мм - ну все думаю, приплыли.(( Либо детали неправильно вырезаны, либо неправильно спроектированы. Но брат мой человек более спокойный, предложил второй борт попытаться поставить от кормы. Попробовали - все встало миллиметр в миллиметр. Так думаю, стало быть ошибка не в деталях и чертежах, а кривых рученках! Первый борт сняли и быстренько его переустановили. Все встало!

Стык днища и борта - щели минимальны, лезвие не впихнуть.
Стык днища и борта - щели минимальны, лезвие не впихнуть.
Рабочая пещера колдуна-лодкостроителя.)
Рабочая пещера колдуна-лодкостроителя.)
Выкройки шпангоутов.
Выкройки шпангоутов.

Красота! Когда корпус был собран, пришло понимание того, что лодка получилась большая. Тут же начали одолевать сомнения правильности выбранных размерений, не очень ли большой кораблик решил построить? Но делать нечего, кроме как делать дальше. Жена приехала, посмотрела, прикинула, где они с сыном усядутся в лодке и сказала, что ей нравится! Стало быть, теперь просто обязан довести дело до конца!

Продолжение следует...

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки и оставляйте комментарии. Дальше будет еще интереснее!

http://www.motolodka.ru/sbuild/boat_ma/boat_ma.htm

ссылки на предыдущие части рассказа:

Часть 1. Глава 2.: https://zen.yandex.ru/media/id/5cbd960821f8fc00b3353b1d/postroika-motornoi-lodki-svoimi-rukami-chast-1-glava-2-5cbeeec188da1e00b5609967

Часть 1. Глава 1.: https://zen.yandex.ru/media/id/5cbd960821f8fc00b3353b1d/postroika-motornoi-lodki-svoimi-rukami-chast-1-glava-1-5cbdadd836a7a700b3692a1b

Часть 1. Глава 3.: https://zen.yandex.ru/media/id/5cbd960821f8fc00b3353b1d/postroika-motornoi-lodki-svoimi-rukami-chast-1-glava-3-5cbeff200a13b900b4b7e025

Часть 1. Глава 4.: https://zen.yandex.ru/media/id/5cbd960821f8fc00b3353b1d/postroika-motornoi-lodki-svoimi-rukami-chast-1-glava-4-5cbf211b9f4d1600b458fee3