Найти в Дзене

Леонид Хейфец о гибели театра.

«Мне не нравится, когда артисты во время репетиций смотрят на часы. В Малом театре, где я работал, это был дурной тон. Мне очень не нравится, когда артист опаздывает на репетицию, так как, видите ли, самолет задержался и артист таким образом не сумел вылететь вовремя из-за того, что в течение трех дней он сыграл шесть антрепризных спектаклей, получив за это вознаграждение, равное по сумме трем годам работы в театре. Много городов, где артисты приходят в театры на репетиции задолго до их начала, повторяют текст, пьют чай в буфете, а после спектаклей остаются – кто-то принес пирог, кто-то наливочку. Это куда как в меньшей степени характерно для Москвы и Санкт-Петербурга, а больше свойственно десяткам городов России, в которых театр – единственное (!) место, где люди могут собраться, как говорили в старину, на людей посмотреть и себя показать. И бедствующие, но не сдающиеся театры показывают премьеры, которых зрители по-настоящему ждут. ⠀ А сегодня в стране крутятся миллиарды – да, даже с

«Мне не нравится, когда артисты во время репетиций смотрят на часы. В Малом театре, где я работал, это был дурной тон. Мне очень не нравится, когда артист опаздывает на репетицию, так как, видите ли, самолет задержался и артист таким образом не сумел вылететь вовремя из-за того, что в течение трех дней он сыграл шесть антрепризных спектаклей, получив за это вознаграждение, равное по сумме трем годам работы в театре. Много городов, где артисты приходят в театры на репетиции задолго до их начала, повторяют текст, пьют чай в буфете, а после спектаклей остаются – кто-то принес пирог, кто-то наливочку. Это куда как в меньшей степени характерно для Москвы и Санкт-Петербурга, а больше свойственно десяткам городов России, в которых театр – единственное (!) место, где люди могут собраться, как говорили в старину, на людей посмотреть и себя показать. И бедствующие, но не сдающиеся театры показывают премьеры, которых зрители по-настоящему ждут.

А сегодня в стране крутятся миллиарды – да, даже сейчас, в кризис, кто бы что мне ни говорил, в ней все равно достаточно богатых и супербогатых людей. Журнал «Форбс» трещит от них, причем именно от наших, российских. А казна – пуста. И репертуарный театр на грани уничтожения. А это – преступление.

Мы часто стали слышать о возрождении духовности, тем не менее все время напоминают о себе установленные два десятилетия с лишним лет назад правила игры: «Театр должен зарабатывать». В этом смысле репертуарный театр стал просто невыгоден. И в применении к нему критерий зрелищного заведения перестал устраивать государство».

Леонид Ефимович Хейфец — театральный режиссёр и педагог, профессор Российского института театрального искусства. Народный артист Российской Федерации.