Окончание. Часть 1 - здесь
Я вообще не считаю, что психолог имеет право определять, кому из женщин на работу можно, а кому – лучше продолжать тусить с подгузниками и смесями. Но уважаемая Екатерина пытается, пусть вежливо и мягко, провести эту грань.
И – нет, я не согласна, что если «у женщины есть миссия вне семьи», ну там – она врач талантливый, музыкант, или у неё суперполезная для общества профессия – то детей можно и задвинуть на второй план.
Не обязательно быть гениальным хирургом или оперной певицей, чтобы иметь право выйти на работу. Это в корне неверный подход, заставляющий обычных женщин чувствовать себя ущербными – «куда мне, бухгалтерше лапотной, буду дома сидеть».
Есть женщины, которые видят свою миссию в детях. И это прекрасно. Но этот путь – не для всех. И огульно заявлять, что «женщина так устроена, что, если у неё случится волшебная карьера, но не будет семьи, она не будет счастлива» - по меньшей мере, недальновидно. Потому что многие верят.
А потом, как одна из моих лучших подруг, удирают из второго декрета на первую попавшуюся, скучную, копеечную, никому не нужную работу, тратя за неделю на проезд и перекусы больше, чем зарабатывают за месяц (спасибо мужу), просто чтобы не быть дома с детьми.
- Солнышко, ну зачем оно тебе надо?
- Потому что иначе я сойду с ума…
Я абсолютно точно знаю, что она жалеет. Нет, не о том, что рожала – у неё чудесные дети. Эта молодая, красивая, но дико уставшая от всего женщина жалеет, что поверила. Чтобы быть счастливой – надо выйти замуж. И родить малыша. И нянчить его. А потом – родить второго. И наслаждаться семейным уютом.
Она всё сделала правильно. И вышла, и родила, и второго, но счастье так и не пришло. Её обманули, выдав фантик семьи «как у всех» за саму конфету – счастье. Если бы ей вовремя объяснили, что – да, семья – счастье, одно из, но есть и много других «счастьй», вот, смотри, пробуй – ей было бы легче. Сейчас мы имеем, что имеем. Ну да это лирика.
Единственный совет, который я готова выудить из интервью психолога, размножить на плакатах и развесить везде, где можно – это «прислушиваться к себе». Всё.
Потому что ни самый умный психолог, ни самый чуткий и любящий мужчина не знают, чего вы хотите на самом деле. Только вам дано это понять и донести до окружающих. Только вам – работать или сидеть дома, или выбрать частичную занятость, что действительно здорово, жаль, что не всем подходит. Только вам жить свою жизнь.
И всегда, каждую минуту помнить, секта свидетелей работающей мамы – велика. И всегда найдётся доброжелатель, который с удовольствием объяснит, что вы не мать – а кукушка, раз посмели выйти из декрета против воли мужа/мамы/соседки бабы Клавы/до совершеннолетия ребёнка. Но не им жить вашу жизнь. А значит, и слушать – незачем.
ПыСы: интересно, если бы самой Екатерине, психологу, писательнице, просто сильной, умной и успешной женщине, муж велел бы сидеть дома – как далеко был бы послан этот муж? Как думаете?)