Тему насилия и жестокости в видеоиграх поднимают все - от обеспокоенных родителей до неравнодушных политиков. Кроме самих геймеров. Собственно, их особо и не спрашивают, то ли считают слишком заинтересованной стороной, то ли и вовсе не имеющей право на мнение.
Жестокость - понятие растяжимое
Тема жестокости поднята не случайно. Небезызвестный сенатор Елена Мизулина предложила поправки, ужесточающие наказание за информацию, наносящую вред здоровью и развитию детей. Не в последнюю очередь поправки относятся и к играм.
Вот ведь странное дело - учебники с современными задачами никакого вреда детям не наносят. И школьная программа, выкрученная на максимальный уровень сложности - тоже все нормально. К играм они докопались.
Поправки еще находятся на стадии обсуждения, поэтому сказать, что конкретно в них будет - сложно. Скорее всего очередные расплывчатые формулировки, под которые, по желанию, можно подвести любой игровой проект.
Да и как определить, что наносит вред ребенку и что в игре жестокость? Для кого-то просто убийство в игре - уже верх насилия, а кому-то все подробности нужны, а без отрубания голов и вовсе ненормально. Мол, рубишь мечом, рубишь, стараешься - ан нет, ничего не отлетает.
В каких-то играх жестокость, как часть общей атмосферы, оправдана. Где-то воспринимается как окружение злодея, пробираешься по его логову и морщишься от омерзения. И в этом плане у каждого игрока индивидуальные предпочтения.
Как-то давно попалась программа о жестокости игр, где один из разработчиков шутера высказался по поводу обвинений в разработке жестоких игр. Дословно не вспомню, но суть такая: "Если ваш ребенок предпочитает жестокость - он будет ее искать во всем, включая игры".
Что говорят исследования?
На тему жестоких игр и поведения в реальной жизни проводилось уже немало исследований самых разных стран и институтов. Из тех, которые попадались мне - ни одно не показало наличия взаимосвязи.
Многие связывают агрессивное поведение с проигрышами - игрок психанул, разбил клавиатуру, нагрубил близким, хлопнул дверь. Но, во-первых, при чем тут жестокость самой игры? Подобная реакция может произойти и при раскладывании пасьянса "Косынка".
А во-вторых - в реальной жизни причин для такого поведения не меньше. Пришел человек на нервах с работы, вспылил из-за мелочи - мало подобных случаев? У всех бывают напряженные дни.
Другое дело, когда геймер начинает разыгрывать в реальной жизни сценарии из игры. Тут жестокость вполне может проявиться. Однако такие случаи довольно редки и относятся уже к патологиям.
Есть и другой вопрос. Если у геймера есть склонность к жестокости, то разве соответствующая игра не позволяет ему реализовать ее? И не приведет ли запрет на нее к тому, что такой игрок начнет реализовывать свои предпочтения в реальной жизни?
Что вы думаете о насилии и жестокости в играх? Замечали ли у себя или друзей связь между игрой и поведением в реальной жизни? Пишите комментарии, оценивайте статью и не забудьте подписаться на канал.