Найти тему

Бумажные шпаргалки, написанные от своей руки, необходимы каждому ученику

Занятия с учениками часто начинаются с опроса. Проговаривание определений и теорем — важнейшая часть изучения геометрии. Выкладываю перед учеником шпаргалку-рисунок и начинаю опрос.

Половину занятия все спрашиваю и спрашиваю. Как в старом анекдоте: "Первоклассник пришел из школы и сказал, что учительница ничего не знает, все у детей спрашивает".

Писала уже не раз, что я сторонник заучивания наизусть. Многие пишут в комментариях, что зубрежка недопустима, думают, что я заставляю учеников тупо заучивать. Поясняю в 101 раз: сначала разбираем, решаем, применяем, понимаем, потом учим наизусть.

На первом занятии чертим и пишем шпаргалки, чтобы было легче учить наизусть. Шпаргалки нужны как подстраховка, можно смотреть на них, пока не запомнишь.

Шпаргалка одного из учеников 9 класса, стр.1
Шпаргалка одного из учеников 9 класса, стр.1
Шпаргалка одного из учеников 9 класса, стр.2
Шпаргалка одного из учеников 9 класса, стр.2

По ходу занятий шпаргалки дополняем, получается весь курс занятий в рисунках. Причем, шпаргалки учеников у всех разные, зависит от того, что знает или не знает ученик. Лист лежит в файле, складывается на 8 частей, помещается в кармане пиджака или в пенале. Ученики носят их с собой на уроки и дополнительные занятия.

Я не требую заучивания слово в слово, наоборот, предпочтительнее своими словами. Наизусть надо помнить смысл - о чем теорема, а рассказать можно как угодно. Некоторые дети не могут выразить словами, вместо слов рисуют чертеж, это даже лучше, эта способность еще более ценна для геометрии. Умение правильно начертить — половина решения в геометрической задаче.

Когда была школьным учителем, после каждой пройденной главы проверяла наличие справочников. Это либо тетрадь, либо блокнот, где записаны основные определения и теоремы, и обязательно чертеж (рисунок) к каждому утверждению. Сейчас справочник у нас умещается на одном листе А4.

Будучи школьным учителем, устраивала зачет для всего класса после каждой главы, каждый рассказывал наизусть все теоремы и определения на оценку. Приходилось задерживаться после уроков, слушать на переменах. Но это время было не зря потраченным, у моих учеников необходимый минимум в голове оставался.

Дети из школ, где сдают зачеты по геометрии (их все меньше и меньше), на порядок отличаются от тех, где нет такой практики. Первые отвечают на вопросы, вторые не могут ничего сказать.

Спрашиваю у ребенка, как звучит или пишется теорема Пифагора, не знает. Далее спрашиваю, задавали ли учить наизусть, получаю ответ, что нет. После таких "незнающих" детей, которых большинство среди клиентов репетитора, хочется спросить у противников заучивания наизусть: "Вы специально это говорите, чтобы окончательно убить образование?"