Современному человеку сложно представить себе, какими огромными были толпы народа, которые собирались в Иудее на праздники Пасхи, Пятидесятницы или Кущей. Во время этих праздников люди должны были обязательно прийти в святой город, если они были в состоянии это сделать. Историк Иосиф Флавий рассказывает случай о том, как Цестий попросил первосвященника определить количество агнцев, приносимых в жертву в Иерусалиме на пасху, для того чтобы убедить императора Нерона в важности иудеев для императора. Было насчитано 256.500 агнцев, что говорит о том, что всего людей присутствующих в Иерусалиме, было 2,5 миллиона, поскольку один агнец делился на десятерых человек. И во времена Иисуса Христа было не меньше народа, стекающегося на праздник со всех концов страны.
Города и деревни объединяли в так называемую “ субботнюю” или “праздничную область”. Те, кому повезло найти ночлег, отдавали хозяевам дома шкуру своего жертвенного агнца и святые сосуды, которые были у них с собой в качестве платы. Город в эти дни был просто переполнен.
Апостол Лука вкратце рассказывает нам о Страстной неделе, во время которой Иисус учил ежедневно в Храме, и евангелист отмечает, что
“весь народ неотступно слушал Его.”
Впоследствии излюбленным местом встреч первых христиан была колоннада Соломона. Здесь было много места, чтобы вместить большое количество слушающих людей и можно было наслаждаться прохладой в тени Храма. Изречения и притчи Иисуса Христа в эту последнюю Пасхальную неделю в основном касались той ответственности, которая лежит на Божьем “винограднике”, Израиле, по отношению к Вести, которую народ услышал. Также Иисус упрекает народных вождей. Фарисеи, саддукеи и иродиане пытались поймать Его на слове, чтобы вынести публичное обвинение против Него, однако Иисус уклонялся от бесплодных споров...
За месяц до Пасхи проводился ремонт дорог и мостов, находившихся на территории Святой Земли. За две недели до праздника отделялись десятины от стад священников. Сундуки в Храмах открывались и при всех опустошались, а камни могил находившихся в окрестностях, отмывались добела, чтобы никто коснувшись их случайно не осквернился. Если люди не опаздывали на праздник, то возвращались домой с жертвенным агнцем, который был одобрен священником для ужина с опресноками.
Сам пасхальный ужин проводился 14 числа месяца Нисана, а ужин с опресноками начинался 15 числа того же месяца и длился 7 дней, до 21 числа. Эти праздники были очень тесно связаны друг с другом, поэтому Новый и Ветхий Заветы рассматривают их как единое целое.
До ужина должны были проводиться некоторые традиционные мероприятия и в домах, где жили иудеи. Хозяйки начинали приготовления с вечера 13 числа, т.е. с официального начала дня, который начинался после захода солнца. Со свечами в руках люди обыскивали все закутки и уголки, чтобы убедиться, что в доме нет никакой закваски и дрожжей. Дрожжи символизировали грех и ожесточение. Кроме этого дом должен был очищен и от красящих веществ, сургуча и даже косметики. Все это сжигалось на открытом огне в специальном сосуде.
14 число месяца Нисан проводилось в посте и в ожиданиях вечернего ужина. Женщины собирали на стол горькие травы, листья и соус haroseth, харосет, который готовили из орехов, миндаля, изюма и других продуктов. Смесь должна была быть густой и внешне напоминать жидкую глину, которую иудеи использовали для строительных работ в Египте. Так же на стол ставили блюдо с подсоленной водой или уксусом, в которое один раз макали пищу как напоминание о слезах, которые они пролили во время египетского рабства.
И вот наступил вечер четверга Страстной недели. Около девяти часов группа молчаливых людей собралась вокруг Учителя в верхней горнице. Снаружи светила полная луна, как это обычно бывало на Пасху, и в ее тусклом сиянии вскоре произойдут все события той длинной ночи, - прощальная трапеза Христа началась. Все присутствующие расположились кругом, сев прямо на полу. Они расстелили свои одежды и сели так, что каждый из них опирался на левую руку, ногами в сторону от круга. Для начала Иисус прочитал короткую молитву, добавив к ней такие слова:
“Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершиться в Царствии Божием.” (Лк. 22:15-16)
В соответствии с Хаггадой, церемониальным порядком трапезы сейдер, после первой чаши глава семейства должен был омыть руки. Апостол Иоанн, описывая этот эпизод, рассказывает, как иисус взял поданное Ему полотенце и, к всеобщему удивлению учеников, начал омывать их ноги. Тем самым Иисус взял на себя роль слуги.Мы знаем, что Петра возмутило это, он не хотел, чтобы любимый Учитель подвергался унижению. Но Иисус ответив Петру “Если не умою тебя, не имеешь части со Мною”, показал, что большим является тот, кто служит.
После омовения, по традиции, переходили к поеданию горьких трав и листьев, которые обмакивали в рассол, в память о египетском рабстве. После благословений, в соответствии с обрядом Иисус должен был взять средний из трех хлебов, положенных друг на друга, и переломить его пополам. Эти три хлеба символизируют триединство Бога. Затем приходит время, когда участники ужина принимают чашу во второй раз. По учению Талмуда все должны были принимать четыре чаши во время пасхального ужина. Даже если это был бедняк, ему следовало продать или заложить свою одежду, чтобы купить вино. При этом на Пасху нужно было употреблять красное вино, разбавленное водой 1:2. Ранняя христианская церковь соблюдала во время причастия такой обычай. Во время принятия второй чаши самый молодой член семьи задавал вопрос вроде “Почему эта ночь отличается от всех других?”. Это приводило к духовным дискуссиям между членами семьи, а затем - к чтению псалмов.
И затем начиналась трапеза. Соус харосет и другие травы клали между ломтиками хлеба. Такой ломтик, возможно и подал Иуде Искариоту Иисус, после чего Иуда удалился перед принятием следующей чаши, “чаши благословения”. После полуночи допивалась последняя, четвертая чаша, за которой следовало распевание последней части Галела (Хвалы), псалмы 114-117. Ужин заканчивали чтением 135 псалма, в котором слова “Ибо во век милость Его” повторялись 26 раз. Матфей рассказывает нам об окончании той пасхальной трапезы:
“И воспевши пошли на гору Елионскую” (Мтф. 26:30).
Так участие Иисуса в великом празднике Пасхи завершилось и начинался Его скорбный путь, Via Dolorosa.