Взбодримся: неделя перевалила через экватор, и с вами снова Дети и наука по средам. Продолжаем писать на тему Топ-3 главные проблемы: что поправить в образовании.
В прошлом посте мы говорили о первой проблеме — отношении к ошибкам и оценкам. Сегодня номер 2 нашего рейтинга: собственный выбор и ответственность за него.
Итак, проблема: в современной школе дети практически ничего не выбирают. Школа как необходимость навязана им как целиком, так и по частям, во всех деталях.
А съесть такое любому тяжело — вам на 11 лет навязано безальтернативное и не очень веселое занятие, и никто не спросил, хотите вы его или нет? или хотя бы — как именно хотите?
Представьте, ситуация: вы, родитель, тащите ребенка гулять. Погода ненастная, ноябрь или февраль, дождь и ветер, коричневая грязь, смешанная со снегом. Вы и сами бы дома с сериалом посидели, но вы хороший родитель, и НАДО ГУЛЯТЬ.
— Мишенька, одевайся, мы идем гулять!
— Не хочууууу, не пойду. Там холодно и грязно, я лучше в лего поиграю….
— Пойдешь! Что за дела? Надо гулять! Все дети гуляют! Свежий воздух полезен!
— А я не хочуууу! Не пойду! Сам решил, сам и иди!
И вот все последующее, с истерикой, валянием на полу и слезами. У вас два выхода: запихать орущего в кобез, за шкирку и на улицу, и полтора часа наслаждаться воем, вперемешку с ветром и дождем. Или взять себя в руки и вступить в переговоры:
— Мишенька, ты куда больше хочешь пойти - футбол играть или на площадку в парк, на лазалки?
— В парк на лазалки.
— Комбезик наденешь красный или синий с трактором?
— Я больше люблю синий.
— Позовем с собой Машеньку или Петеньку?
— Давай Петеньку, только пойдем быстрее!
Ну ладно, ситуация идеальная, такой фокус проходит не всегда и не с первого раза. Но если поискать альтернативы, то шансы на мирное разрешение есть.
Мы существа со свободной волей, и если есть довлеющая сверх-необходимость, бывает принять сложно, не впадая в бунт или уныние.
Но если внутри есть возможности выбора, настройки, приспособления под себя — принять необходимость становится легче, она становится частью собственного жизненного выбора. Если необходимость разумна и полезна, можно даже научиться получать от нее удовольствие :)
И еще: акт свободного выбора = акт принятия ответственности:
Ты подрался с Петенькой по дороге в парк? Ты же сам решил идти с ним, а не с лапочкой-Машенькой. Ты выбрал — ты отвечаешь, иди и помирись, вам тут еще полтора часа вместе в грязи под дождем играть :)
И с некоторой ненулевой вероятностью ребенок прислушается и пойдет мирится, если вы дали ему САМОМУ выбрать, с кем играть, а не продавили Машеньку, потому что так удобнее вам.
Итак, необходимость школы: что наши дети здесь могут выбирать?
Идти или не идти в школу — дети не выбирают (семейное обучение — удел немногих смелых). Ты идешь первый раз в первый класс, и так 11 лет каждый божий день.
Потому что НУЖНО. НУЖНО УЧИТЬСЯ, НУЖНО ПОЛУЧИТЬ АТТЕСТАТ, НУЖНО СДАТЬ ЕГЭ, НУЖНО ПОСТУПИТЬ В ВУЗ. Без этого тебе дорога в дворники и доставку яндекс-еды, а там жесткая конкуренция с приезжими из бывших союзных республик.
Школу как учебное заведение, чем-то отличающееся от других, дети не выбирают. ФГОС один на всех, из двух или трех школ района, объединенных в мега-комплекс, одна от другой отличается только малозаметной вариацией по качеству.
Да, в Москве есть небольшой выбор школ из первой сотни, отличия которых друг от друга более заметны. Но конкурс в них по 20-30 человек на место, и доступны они меньшинству.
Да, есть профильные классы и направления, но они появляются только в старшей школе. А до этого извольте 6-8 лет все по одному пути идти.
Уровень и скорость освоения программы никто не выбирает. В классе 30 очень разных человек и один учитель, который, как правило, ведет класс по средней скорости освоения. Это если повезет. А нет — так будешь наслаждаться и тошнить со скоростью нижней трети.
Набор дополнительных предметов, расширений тоже выбрать сложно. С одной стороны, есть список дополнительных часов и кружков, но чтобы их открыть, нужно еще 10-2 желающих. Иначе не выгодно, не эффективно.
И вот есть кружок-расширение, например, по химии, и Мишенька желает, а других дураков на районе нет — на химию свое свободное время тратить. И кружок не стартует.
Или другой вариант — стартует, но к концу полугодия-года всем надоедает, они бросают, кружок закрыт. Мишенька время потратил, системного результата нет, возможности продолжать нет. Печалька.
И вот вопрос: какое право у взрослых спрашивать с ребенка —
Почему ты плохо, без огонька, желания, усердия учишься? Почему тебе ничего в школе не интересно?
— если ему в школе не дали право выбирать практически ни разу на протяжении 11 лет СВОЕЙ жизни.
Проблема вроде очевидна и ясна. Как ее решать?
Перестраивать и делить программы: на базовые и расширенные, с возможностью выбора. Расширенных не должно быть много, но выбор хотя бы одной из них - обязателен. Ребенок обязан выбрать из двух, трех или четырех вариантов. Выбрав — обязан ходить, завершить хотя бы год, домучить результат.
Потом может вытереть пот со лба - сказать, уфф, не мое, и попробовать другую программу. Будет с чем сравнить, и в конце концов — на чем остановиться. В своем самостоятельном выборе.
Смешанное, перевернутая модели обучения, использование современных ИТ-средств позволяет варьировать и уровни, и скорость обучения в стандартных классах. Это тоже дополнительная возможность кастомизации и выбора.
Наличие вариантов выбора повысит мотивацию к обучению. А если дети хотят есть, их не нужно кормить насильно :)
А что по этому поводу думаете Вы? Напишите нам в комментариях.
Проект ДиН:Классы: открыт набор в 1 и 3 классы начальной школы. Встреча с руководителем программы, ответы на вопросы родителей в это воскресенье: в 15 часов первый класс, в 16 часов — третий.
Детская библиотека №6, ул. Макаренко 1/19. Запись по ссылке http://classes.childrenscience.ru/kids