Василёк уже второй час сидел, скрючившись, за столом, проклиная эту домашнюю работу. Аж спина заболела.
Работа не клеилась. В учебнике было ничего не понятно. Василёк напрягал голову, вспоминал, что там писала Мария Ильинична на доске.
«Классная работа… Архимед… Нет, Архимед на портрете над доской. Вот там белым мелом написано, а в середине — малиновеньким, что же там?.. Светка на первой парте с новым бантиком…»
Ничего не получалось. Да ещё и мама не шла. А мама крепко сказала: пока математику не сделаешь — гулять не пойдешь!
А в голове, как назло, была пустота. Как Черная Дыра. Василёк не знал, что такое «Черная Дыра», но всё равно было страшно и похоже.
Он вздохнул, почесал голову и встал. Пошел на кухню, достал из холодильника йогурт с мишкой на этикетке и съел. По телевизору показывали, что от йогурта можно умнее стать.
Потом Василёк прошёл в мамину комнату и посидел перед черным пианино с надписью «Чайка», потому что папа говорил, что музыка дает силы для работы. Но сил не прибавилось, даже после того, как Василёк сыграл одним пальцем собачий вальс.
Придётся ждать маму. Мама поможет.
И тут, словно услышав Васькины мысли, в двери заворочался ключ. Василёк вскочил и стремглав побежал к двери.
— Мама! Привет!
— Привет, Василёк! — Мама была вся холодная, с румянцем на лице, но Василёк всё равно обнял её.
— Мама, помоги решить задачу! Ну пожалуйста!
— Ну хорошо, хорошо, — мама засмеялась, — дай раздеться!
Через минуту мама зашла в комнату.
— Ну давай, горюшко ты моё. Что у нас тут? Из города Москва локомотив выехал на восток со скоростью пятьдесят километров в час. Сколько километров он проедет за четыре часа? Ну и что тут сложного? Надо что сделать?
Василёк пожал плечами.
— Ну, в школе вы что проходите?
Василек повспоминал.
— Ну… Про самолёты. Один самолёт летел, а ему навстречу другой самолёт летел. А ещё про мальчика, который шёл два часа и не устал.
— Это как? — брови мамы поднялись вверх. Василёк подумал: она что, сама это не проходила?
— Ну, — терпеливо начал объяснять Василек, — мальчик два часа шёл по дорожке. Он прошёл много, но не устал. Десять километров целых.
Мама села на Василькову кровать, а Василёк решил покачаться на стуле, и так покачался, что чуть не упал. Хорошо, сзади шкаф стоял.
— Ладно, давай сначала. Вы в школе должны проходить умножение. Вас там учили как умножать?
Василек вспомнил.
— Да, это как складывать, только по-другому.
— Василёк, умножение — это когда ты берешь одну цифру, например десять, и несколько раз её складываешь. Например, десять умножить на пять будет пятьдесят, потому что мы цифру десять пять раз прибавили. Понятно?
— Нет, — сказал Василек. Ему и правда было непонятно. Цифра десять кружилась у него в голове, сталкиваясь с другими цифрами десять, и ни одна из них никак не могла успокоиться.
— Десять — это число, — вдруг вспомнил он.
— Ну ладно! — Мама встала на коленки и высунула из картонной обувной коробки, что стояла под шкафом, Васильковых солдатиков. Не оловянных, а из пластмассы, с ружьями.
— Вот смотри. Вот пять солдатиков. — Она поставила пять солдатиков в ряд, а потом поставила ещё пять, рядом с первыми.
— Вот теперь смотри. Пять умножить на два будет десять.
Кажется, Василёк начинал понимать.
— А пять умножить на три будет пятнадцать? — Василек даже не смог усидеть на стуле и подбежал, сияя улыбкой, к солдатикам, но погрустнел, видя, что солдатики в коробке кончились. Остались самолетики, но не поставишь же их рядом с солдатиками!
— А больше не получается, у меня солдатиков нет.
— А ты в уме посчитай — сколько будет три умножить на три?
Солдатики в воображении Василька ожили, зашагали по-военному, и их командир, вон тот солдат, у которого сабля длиннее, чётко сказал — девять!
Мама сидела и улыбалась. Когда Василёк снова обратил на неё внимание, перестав играть с солдатиками в голове, она спросила:
— А ты знаешь, что такое локомотив?
Василёк погрустнел. Ну вот! На место солдатиков снова пришла мрачная пустота. В ней шевелились какие-то червячки, толстые и липкие. Наверное, локомотивы такие.
Мама, наверное, увидела этих червячков и сразу сказала:
— Локомотив — это такой автобус, который вагоны везет. Видел когда-нибудь, кто вагоны везет?
Конечно же, Василёк видел!!! Так вот что такое локомотив! Это сильный, мощный железный конь! Никто больше с вокзала эти вагоны бы не утащил!
— Да! Я видел, видел! Он красный! — Василёк подпрыгнул вверх, чуть люстру не сшиб.
— А знаешь, что такое восток?
Восток представлялся Васильку чем-то красным. Почему? Василёк не знал. А уже через секунду вспомнил — потому что Красный Восток. А почему он красный — Васильку было неинтересно.
— А восток, — продолжала мама удивлять Василька, — это то место, откуда Солнышко встает. Это та сторона, где встаёт Солнце. Смотри!
И она показала Васильку в окно дом, где Лёшка Новгородцев живёт. Василёк открыл рот и сначала не поверил, что это восток, но мама объяснила, что восток — это просто та сторона, а не дома, которые там стоят.
— Ну что, посмотрим задачу снова? — мама показала на стол.
Василек вскочил на стул и начал читать про локомотив — ему было интересно, куда он там ехал. Подошла мама.
— Ну, давай разбираться. «Из города Москва локомотив выехал на восток со скоростью пятьдесят километров в час. Сколько километров он проедет за четыре часа?»
— Двести.
Мама с удивлением взглянула на Василька, но тот уже искал глазами локомотивы в других задачах — куда они могут ещё ездить и сколько могут проехать? Правильный ответ его уже не интересовал.
Она тихонько отошла от сына, который уже и забыл о том, что хотел гулять.
А Васильку в эту ночь снился локомотив — маленький и весёлый! Он радостно покачивался на рельсах, выстукивал колесами песенку, и путь его лежал на Восток — туда, где сияло большое жёлтое восходящее Солнце.