Найти тему

Нина Макарова - композитор или жена? [женщины в истории музыки]

Вы, наверное, знаете о таком ярком советском композиторе, как Арам Хачатурян. Уверена, что даже если и не знаете, то точно слышали его музыку не раз, просто не отдавали себе отчёта в том, кто автор.

Но, вряд-ли, вы знаете. кто такая Нина Макарова. С этой женщиной они вместе учились в консерватории, в том числе, в аспирантуре, и она стала его второй женой (с первой он развёлся, речь не о гареме). То есть, Нина Макарова была композитором и кандидатом наук, понимаете? Тем не менее, мы с вами почти ничего не знаем, ни о ней, ни о её музыке.

Нина Макарова
Нина Макарова

Ноты произведений и, уж тем более, варианты их исполнения найти практически невозможно. Однако, кое-что я, всё-таки, нашла, и с вами поделюсь. "Гугл" на запрос "Нина Макарова" пишет: "Возможно, вы имели ввиду Инна Макарова?" - Нет, Гугл, не имели мы это ввиду! Фотографий почему-то тоже очень мало, и они маленького размера.

Я взяла на себя смелость и обязательство делиться с вами историями женщин-композиторов и просто женщин из мировой музыки. И вот эта плачевная история с результатами поиска - лишнее подтверждение тому, что это НАДО ДЕЛАТЬ! А начала я с вот этой статьи. Почитайте на досуге.

Жена? Композитор? Переводчица? На фото Нина и Арам, стоп-кадр документального фильма на канале "Культура".
Жена? Композитор? Переводчица? На фото Нина и Арам, стоп-кадр документального фильма на канале "Культура".

Во время поисков информации, я обнаружила на ютьюбе фильм от канала "Культура". Кино, казалось бы, о любви Арама Хачатуряна и Нины Макаровой, но, на самом деле о том, как мужчину надо поддерживать и окрылять, а на свои собственные желания и амбиции внимания не обращать. Не самая вдохновляющая документалка, надо сказать, зато весьма показательная.

Там зато можно было услышать, пусть небольшой, отрывок произведения Нины Владимировны. Правда, сопровождалось это словами "такую музыку могла написать только женщина, а такую (включают музыку Хачатуряна) - только мужчина". Учитывая то, что мозги отдельно взятых мужчины и женщины могут отличаться гораздо меньше, чем мозги двух отдельно взятых мужчин или двух отдельно взятых женщин, спорное заявление (на самом деле, оно не спорное, а абсурдное, по музыке нельзя сказать, что её мог бы написать только мужчина, или только женщина, это максимально антинаучно).

Когда мы с мужем были в Доме-музее Арама Хачатуряна в Ереване, я впервые услышала о Нине Владимировне, и мне очень жаль, что только тогда. Мы не просто пошли в музей, а заказали экскурсию. Она, конечно, была посвящена Араму Хачатуряну, но и о его любимой жене мы тоже кое-что узнали. Узнали, что Нина Макарова блестяще училась в консерватории (включая аспирантуру). Она написала множество произведений, в том числе, оперу "Зоя" (постановок которой я, к сожалению, не смогла найти). Но, как оказалось, Араму Ильичу было трудно выучить английский язык (да и незачем, ведь жена его уже знала), и он возил Нину Макарову с собой в качестве переводчицы. Вместо того, чтобы писать музыку, она ездила с ним на важные встречи, гастроли и по делам дипломатическим.

В Доме-музее Арама Хачатуряна
В Доме-музее Арама Хачатуряна

Ещё Нина Владимировная родила Араму Ильичу сына, Карена Хачатуряна. И, как нам сказали на экскурсии, ушла из музыки заниматься домом, бытом и, по всей видимости, работать переводчицей на волонтёрских началах. Однако, до этого она успела, всё-таки, создать много музыки и заявить о себе, как о блестящем советском композиторе.

Давайте поговорим о творчестве Нины Макаровой, ведь о нём так мало сказано. Те произведения композиторки, что удалось найти, я разместила у себя на ютьюбе и делюсь ими с вами в рамках данной статьи. Пусть первыми будут две пьесы для виолончели и фортепиано ("Вокализ" и "Воспоминание") в исполнении Натальи Шаховской (виолончель) и Галины Брыкиной (фортепиано).

Мне кажется, это очень красиво. "Вокализ", действительно, певучий, трогательный. Виолончель, и правда, поёт, а фортепиано ей вторит. Я несколько раз прослушала эти и другие пьесы Нины Владимировны. Они очень тронули меня. И мне показалось, что названия как нельзя точно отражают и передают суть произведений (думаю, если вы этого ещё не заметили, то обязательно обнаружите далее). Вторая пьеса здесь называется "Воспоминание". Разве не идеальное название для того, что вы услышали? По-моему, очень точно.

О творчестве Нины Макаровой, к сожалению, слишком мало сказано, но мне посчастливилось найти и почитать воспоминания её племянницы, Лейли Хачатурян. Позволю себе иногда её здесь цитировать. А полный текст вы найдёте тут.

Я с гордостью сейчас смотрю на ноты, которые надписаны мне рукой Нины Владимировны. Очевидно, все-таки она чувствовала, что я была искренне просто влюблена в ее творчество, в ее музыку…...

Очень трогательно и нежно Лейли описывает своё отношение к Нине Макаровой не только как к личности, но и как к композитору и музыканту. Вот, что она говорит дальше:

Я, наверное, первый раз вот сейчас рассказываю вслух о том, как Вы мне были дороги с чисто даже творческой стороны. Ваше творчество всегда меня глубоко трогало и волновало. Мы с Вами вдвоем музицировали часто, этого никто не знал. Вы садились за рояль, я стояла рядом с Вами и пела Ваши романсы. Сначала начинали петь Вы, я вступала позже, и Вы были очень рады, когда я это делала....

Есть в этих словах и что-то очень печальное для меня. В том числе меня печалит и тот факт, что очень трудно найти ноты или исполнения этих самых романсов, о которых так вдохновенно рассказывает Лейли Хачатурян. Да и чувствуются какие-то упущенные амбиции, нереализованные мечты (как мне кажется). Романс я Вам не покажу, но давайте послушаем "Колыбельную" в исполнении Марии Максаковой. За роялем Борис Юртайкин.

Об опере "Зоя" и других произведениях Нины Макаровой знают не только экскурсоводы Дома-музея Арама Ильича, но и, конечно, её племянница, Лейли Хачатурян. Но больше всего Лейли всегда впечатляли не произведения крупной формы Нины Владимировны, а миниатюры:

Вот мы вдвоем, и она мне играет свои романсы, отрывки из опер. Например, опера «Мужество» на сюжет романа Веры Кетлинской. Тогда этот роман гремел, а впоследствии был создан фильм. Опера была написана для Большого театра. Она написала оперу «Зоя» на сюжет Маргариты Алигер о Зое Космодемьянской, где тоже было много трагической глубокой музыки… Но больше всего меня потрясали ее миниатюры, ее романсы, песни, где в небольших сюжетах, как музыкальных, так и словесных, выражались человеческие очень глубокие чувства....

С "Колыбельной" мы уже ознакомились, а теперь предлагаю к прослушиванию две пьесы для арфы. И вновь, насколько точно подобрано название первой из них - "Шествие Нефертити". Это же слышно в каждой ноте. Сразу возникают картинки (или даже кино) в воображении. Вторая пьеса называется просто и незатейливо: "Вальс" (здесь содержание тоже соответствует названию, разумеется). Исполняет Ксения Маркина (арфа).

Но давайте вернёмся к крупной форме, ведь кое-что мне удалось найти. А именно, симфонию Нины Владимировной, написанную в 1938 году, а исполненную Государственным Академическим симфоническим оркестром СССР в 1967 году. Дирижёр - Олаф Кох. Меня удивило это произведение, скажу без какой-либо лести. Это, как будто, романтизм и экспрессионизм с элементами модернизма. Тут есть резкость и диссонансы, присущие модернизму, но они не заполняют всё произведение, а, напротив, встречаются в какой-то очень адекватной, на мой взгляд, пропорции.

Вы можете сами послушать, и решить для себя, на что похожа симфония (призываю и в комментариях поделиться мыслями).

Нина Владимировна писала и произведения, которые становились звуковым сопровождением фильмов, мультфильмов, спектаклей. То, что сейчас называется модным словом "саундтрек". Я с удовольствием посмотрела то, что удалось найти на просторах Интернета, и с вами хочу поделиться одним из мультфильмов, музыка к которому была написана Ниной Макаровой. Опять же, музыка, на мой взгляд, идеально подходит ко всему, что происходит на экране. Видеоряд и звуковое сопровождение созданы друг для друга (во всех смыслах этих слов). Смотрим мультфильм "Весенняя сказка" (1949 год).

Продолжаю думать о том, как многого она, возможно, могла бы добиться как композитор, а не только жена верная подруга Арама Ильича Хачатуряна, помощница, муза и, конечно же, мать и хранительница очага. Нина Владимировна умерла в 1976 году. А её муж - через 2 года. Они прожили сложную и насыщенную жизнь, пережили войну, времена репрессий и цензуры. Они писали друг другу очень трогательные письма и любили друг друга нежно. Но это совсем отдельная история.

Нина Макарова и Арам Хачатурян
Нина Макарова и Арам Хачатурян

Если интересно меня читать, подписывайтесь на канал, ставьте "понравки" и делитесь статьями с друзьями в соцсетях. И напоминаю, что здесь другая статья из серии "Женщины в истории музыки".