По разным подсчетам армянская диаспора России насчитывает 1,5-3,0
млн человек. Уходя корнями в далекое прошлое, сегодняшняя диаспора не однородна. Армяне относящиеся к третьему, четвертому, а то и пятому шестому поколению россиян, мягко говоря настороженно относятся к новым эмигрантам особенно к тем которые переехали в 90 ые годы. Среди пришлых за последние десятилетия есть какое то деление на выходцев из Армении, бакинских, тбилисских, среднеазиатских, что не добавляет сплоченности в диаспоре. Для прибывших из Армении Армян, язык не проблема, а многие другие переселенцы уже не являются носителем родной речи, появляются новые армяне в результате смешанных браков, которые не знают армянского языка, но при этом чтят свой народ, являются патриотами и говорят, - я Армянин.
Что касается внутренних общественных причин разъединённости диаспоры, то главной из них является то, что многие лидеры действующих в общине организаций используют своё положение не для раьоты во благо общины, а для решения своих личных вопросов, к тому же многие действительно влиятельные армяне РФ, предпочитают не заниматься делами общины, хотя есть конечно и примеры другого отношения. Но если сложить все армянские организации, их количественный состав не превысит трех-четырех процентов всей армянской диаспоры, и следовательно, большая часть общины не входит ни в какие организации.
За много лет постсоветского периода, образовалась новая общность Армян, либо родившихся, либо выросших с малолетства в России, и для них Россия не просто страна проживания, а родина. Именно они и должны играть роль того стержня, с новыми идеями и подходами, вокруг чего может объединиться диаспора.
Особо многочисленны общины городов Москва, Петербург и юга России. Армяне в Москве. Первыми армянскими поселенцами в Москве оказались армянские купцы. Во всяком случае, в московских летописях конца четырнадцатого века уже упоминается торговый армянский ряд. Первые свидетельства о появлении Армян в Москве относятся к 14-ому веку. "Загорелся посад за городом у Авраама, некоего ерменина...", написано в летописи 1390 года. О деятельности Армян в Москве имеется большое количество источников, согласно которым, основная масса это купцы, ремесленники, оружейники, ювелиры, переводчики, толмачи и даже придворные живописцы. Часть Армян оставалась в Москве навсегда, другая, переселялась в другие города и страны. В результате, оставшиеся Армяне, к началу 18 ого века образовали немногочисленную общину. Рядовые русские люди не чувствовали большой разницы между православием и армянской церковной традицией. Охотно общались и пировали с Армянами, допускали их в свои церкви, дружили и вступали с ними в браки. Яркий тому пример следующий текст из канцелярского приказа того времени, " Во время избрания в чин и поставления в епископы включать обязательство ни оставити во всем своем пределе ни единого же от нашей православныя веры. Ко арменам же свадьбы творити, и кумовства и братства."
В 17 ом веке к царю Алексею Михайловичу приехал армянский купец из Исфагана Захарий Саргада, который от торговой армянской компании поднёс в дар царю роскошный трон работы Богдана Салтанова, украшенный драгоценными камнями.
Позже в Москву переехал и сам Салтанов. Сохранились росписи армянского художника в храмах древнего кремля. В Москве были ученики среди русских иконописцев.
Армянская диаспора сильно увеличилась во время переезда грузинского царя Вахтанга 6 ого в 1720 ых годах в Москву. В свите грузинского царя было очень много Армян, которые также переехали в Москву. Таким образом в середине 18 ого века в Москве образовалась влиятельная армянская община, состоящая в основном из выходцев из Нахичеваньского города Джуга. Основными крупными и влиятельными родами Москвы были Айвазовы( Айвазян), Шериманы(Шахриманян), Лазаревы(Егиазарян), Деляновы( Далакян), Сумбатовы(Смбатян), Айрапетовы(Айрапетян), Мирзахановы(Мирзаханян), Хастатовы(Астанян),Калустовы(Галустян) и другие.
Как было сказано выше, Армяне появились в Москве давно и по указу Ивана Грозного селились в районах белого города, Никольско Столпового переулка и в 19 веке, этот переулок, где уже была построена армянская церковь, был переименован в Армянский переулок. Это было первое армянское название переулка в Москве. Широкую известность этот переулок получил уже благодаря институту восточных языков, а в доме Лазаревых, в наши дни, находится Посольство Армении в РФ и армянская воскресная школа "Верацнунд". На сегодняшний день в Москве много улиц названы именами видных деятелей армянского народа, таких как Айвазовский, Туманян, Арам Хачатурян, Маршал Баграмян, Коштоянц, Каро Алабян, также Ереванская, Севанская.
Дружба Армянского и Русского народов измеряется веками. Не зря в храме Василия Блаженного возведённого в честь Князя Казани, один из пределов посвящен Григорию Армянскому.
В Москве располагается несколько армянских культовых сооружений. Самый большой за пределами Армении храмовый комплекс, жемчужиной и центром которого является Собор Преображения Господня, построенный в строгом соответствии со всеми канонами классической армянской архитектуры. На территории комплекса также располагаются часовня, резиденция Католикоса, главы армянской апостольской церкви и музей.
Продолжать список всех творений армянского народа в Москве можно долго, но пока ограничусь на этом. Это только московская часть армянской диаспоры. Отдельному вниманию достойны также и петербургская часть, юг России, но об этом в следующих публикациях.
Друзья, подписывайтесь на канал, пишите своё мнение в комментариях.