Один из самых часто задаваемых мне родителями вопросов звучит так:
« А это он сам нарисовал или вы ему помогали?»
Предлагаю сегодня поговорить о том, может ли педагог или воспитатель вмешиваться в работу ребёнка, и если «да», то насколько.
Очень часто, картина, нарисованная ребёнком в студии выглядит как шедевр, а дома повторить такое не получается.
Конечно этому может быть место на начальном этапе посещения студии, но не спустя длительное время.
Действительно, каждый педагог ИЗО знает определенные темы, техники и материалы, используя которые можно за краткое время, без особой подготовки создать шедевр.
Часто именно на таких « эффектных» картинах и построены разовые уроки или мастер-классы в дорогих платных студиях, не только детских.
Ученик приходит , создаёт пейзаж в духе Айвазовского, а потом либо вообще повторить не может либо только ксерокопировать «один в один».
Честно говоря, толку от таких заданий практически нет, они направлены на яркий разовый результат.
В этом случае педагог может быть, действительно не дорисовывает, но просто заведомо идёт на некую « профанацию».
Другой случай- педагог или воспитатель хочет завысить результаты своего учебного процесса и банально доделывает работы за учениками.
Думаю выставки из двадцати идеальных вазочек с цветами, нарисованных одной рукой вам встречались.
Линия и рука взрослого человека всегда заметна. В этом случае все двадцать работ, которые « дорисовала» Мария Ивановна будут близнецами. Конечно, это тоже не вариант и пользы творческому развитию вашего ребёнка он не принесёт.
Сразу скажу, я не осуждаю воспитателей, которых заставляют вешать идеальные работы, сама проходила на заре своей карьеры через непонимание со стороны вышестоящих, почему за всех детей ровно не вырезала.
В каком же случае педагог может « приложить руку» к рисунку ребёнка?
Вот несколько вариантов.
Если ребёнок выполняя рисунок не справляется с какой- то деталью, он может попросить помощи и педагог покажет, как это сделать.
Например, ребёнок боится нарисовать крыло бабочки и просит помочь.
Я подхожу и предлагаю следующее - я покажу, как нарисовать левое, а ты сам постараешься сделать правое.
В обучении любой вещи, связанной с действием руками, чтобы научить этому движению его иногда нужно несколько раз показать.
Педагог может помочь если ребёнок считает, что испортил картину и все пошло не так. Авторитет педагога и несколько штрихов вернут ребёнку оптимизм и желание творить.
Педагоги помогают, в правильном смысле этого слова, учащимся художественных школ и даже студентам художественных вузов.
Главное здесь все же желание помочь и показать, а не сделать рисунок за ребёнка.
В конце занятия я рассказываю родителям где и кому из детей я помогла, если такое было и объясняю причину и цель.
Если же из студии или с занятий ребёнок приносит вам идеальные работы, а сам с трудом рисует дома кружок- возможно вам стоит призадуматься.
Сталкивались ли вы с подобными случаями?