20-е годы XX века по праву заслужили себе прозвище «безумных». Люди радовались тому, что выжили и уцелели во всемирной мясорубке войны. Быть как все – нет-нет-нет!: да здравствует индивидуальность, непохожесть, экстравагантность!
Ничто другое так не олицетворяет дух и эйфорию 1920-х, как чарльстон. Были в то время и другие танцевальные хиты. Бешеной популярностью пользовались вальс, танго, хоки-поки, твист, хастл, макарена. Но ни одному из этих танцев не удалось настолько повлиять на людей и пользоваться такой популярностью у целых поколений, как чарльстон.
Данный танец имеет афроамериканские корни. Однако однозначных данных, где и как возник этот танец, не существует. Некоторые источники называют родиной чарльстона острова Кабо-Верде, другие – город-порт Чарльстон (Южная Каролина). Как бы то ни было, но название танца связывают именно с названием города Чарльстона. В начале 20-х годов ХХ века, во времена «сухого закона» и подпольных казино танец стал известным на всю Америку после показа на Бродвее шоу, имеющего название «Runnin ‘Wild», в котором была представлена песня под названием «Чарльстон», написанная Джеймсом П. Джонсоном и немедленно ставшая хитом.
В Европу чарльстон привезла Жозефина Бейкер, именно в ее исполнении впервые этот танец увидела парижская публика. 6 мая 1925 года в театре на Елисейских Полях представлено шоу «Негритянское ревю» . Его афиши были повсюду – яркие картинки, изображающие широкие белозубые улыбки на сияющих черных лицах. «Ревю» Жозефины Бейкер пользовалось огромным успехом: ее «костюм», состоящий из нескольких связок бананов в виде набедренной повязки, вошел в историю. Через несколько недель весь Париж был без ума от нее и от всего негритянского. Все оркестры обзавелись саксофонистами и исполняли мелодии, приплывшие через Атлантику с негритянским ревю. Так Франция открыла чарльстон.
Чарльстон был новым танцем. Чарльстон был быстрым танцем. Чарльстон был простым танцем. Чарльстон был танцем, который можно было танцевать как с партнером, так и в одиночку... Танец обладал ритмичными движениями рук и ног, исполнялся на месте и с продвижением вперед, назад и в сторону на 50-60 тактов в 60 секунд. Комбинация особого типа джазовой музыки и изысканных манер заставляла резко делать поворот опорной ноги носком внутрь, в то время как работающая нога откидывается пяткой назад-вбок. Это движение под названием «свивл» и стало основным шагом танца.
На пике популярности в середине 1920-х годов чарльстон представлял собой резвый и рискованный танец. Танцующие располагались в паре рядом или напротив друг друга и производили резкие движения ногами, отбрасывая одну из них назад от колена, или выполняя кик вперед. Все это проделывалось в пружинистой «механической» манере. Так женщин, самозабвенно танцующих чарльстон, называли «флаппер» («молотилка»). Призвать танцующих к порядку было невозможно. Чтобы хоть как-то воздействовать на публику, в танцевальных залах вывешивали табличку с надписью «PCQ» («Please Charleston Quietly» – «Пожалуйста, чарльстонте поспокойней!»). Но танцующие в большинстве своем не внимали этим предостережениям – говорят, в 1925 году в Бостоне в одном из заведений от вибраций, вызванных танцующей чарльстон толпой, провалился пол и при этом погибло 50 человек.
В Лондоне чарльстон называли «вульгарным» до тех пор, пока, об этом танце не узнал принц Уэльский Эдуард и не исполнил его сам.
1925 – в «Календаре Истории» на «Завалинке»