Найти в Дзене
Societé Turbo

Турбо #115. Ford Özel Yapim

Оглавление

Самый странный и неоднозначный вкладыш коллекции — это номер 115. С одной стороны, он вроде крут. Автомобиль — явно гоночный. Характеристики — топовые. ракурс фотографии позволяет разглядеть солидное антикрыло и предположить как машина выглядит сбоку…

Но что-то во всём этом великолепии всё равно смущало, какое-то недоверие к нему возникало. Что это за Ford Özel Yapim? Что это за тип гоночной машины? Верны ли характеристики? Почему у него такие глупые круглые фары? И так далее. О ЛеМане, и о гонках спортпрототипов мы, подростки из 80-90х узнали несколько позже. Я, к примеру, из спектрумовской игры WEC LeMans.

Расследование

Разбираться с тем, что это за автомобиль я стал в 2014 году, когда готовил список автомобилей для игры Société Turbo. Так как нужны были чертежи и характеристики, абстрактный Özel Yapim меня устроить не мог, я начал расследование. Прямые запросы в поисковике не помогли. Ответ на свой вопрос я получил на сайте-архиве racingsportscars.com. Трёх ключевых слов Ford, Otis, Sari оказалось достаточно. Передо мной предстал ответ на один из вопросов детства. Оказывается, на Турбо #115 изображён спортпрототип группы C 1982 года, который называется Rondeau M382!

О машине

Тот самый Rondeau M382 #24 с 24-часовой гонки в SPA
Тот самый Rondeau M382 #24 с 24-часовой гонки в SPA

Теперь о автомобиле с Турбо #115 мы можем рассказать многое. Благодаря надписи Diners Club (титульный спонсор мероприятия) известно, что фото сделано на 24-часовой гонке в Спа 5.9.1982, этапе WEC — Чемпионате Мира по гонкам на выносливость. Пилотировали этот спортпрототип (шасси #005) сам Жан Рондо — его создатель, и Жан-Пьер Жоссо. Такую же машину (шасси #006), но с номером 12 вели Тьерри Бутсен и Анри Пескароло, а ещё одну с номером 11 (шасси #004) — Франсуа Миго и Гордон Спайс. В той гонке #11 занял 5-е место, #24 — 8-е, а #12 сошёл.

Второй Rondeau M382 #12 с 24-часовой гонки в SPA
Второй Rondeau M382 #12 с 24-часовой гонки в SPA

В чемпионате WEC 1982 года доминировали всемирно известные спортпрототипы Porsche 956 и бороться с ними могли лишь 2 машины: Lancia LC1 (которая также появляется на Турбо, и о которой мы уже рассказывали) и герой нашего сегодняшнего рассказа Rondeau M382. Лёгкие Лянчи соответствовали устаревшей группе «6», поэтому в командном зачёте они очков не приносили. Этот факт, победа на первой гонке сезона в Монце, а также особая система начисления очков позволили Rondeau занять второе место с 62 очками против 75 Порше.

Porsche 956
Porsche 956

Рондо машина редкая, поэтому я позволю себе разместить здесь ещё немного фотографий с гонок 1982 года в ЛеМане и Нюрбургринге:

Rondeau M382 на Нюрбургринге
Rondeau M382 на Нюрбургринге
Rondeau M382 на ЛеМане
Rondeau M382 на ЛеМане
Rondeau M382 на ЛеМане
Rondeau M382 на ЛеМане
Rondeau M382 на ЛеМане
Rondeau M382 на ЛеМане

Триумф Рондо́

Победитель ЛеМана 1980 Rondeau M379М
Победитель ЛеМана 1980 Rondeau M379М

Говоря о Rondeau нельзя обойти вниманием ЛеМан 1980 года, в котором Жан Рондо́ и Жан-Поль Жоссо на автомобиле Rondeau M379B добились победы в сложнейшей гонке под дождём, опередив Porsche 908/60 Жаки Икса и Райнхольда Йуста. Та победа уникальна не только тем, что заполучила её частная команда. За всю историю ЛеМана только дважды он покорялся человеку, который пилотировал автомобиль собственной конструкции и постройки!

Характеристики

Стартуя в группе «6» Жан Рондо традиционно использовал проверенный двигатель Cosworth DFV, который повсеместно ставился почти на всех гоночных автомобилях своего времени, включая болиды F-1. Но 1982 год внёс свои правки появлением группы «С».

Лянча вообще не стала играть в эти игры, не успевая подготовить новую машину, отъездила год на LC-1, а Рондо́ начал разработку M482 под новые требования, да не успел. Результатом стал компромиссный M382 (наш герой), который сочетал старый каркас, новую подвеску и новый четырёхлитровый Cosworth DFL, который позволил взять победу в дебюте сезона и второе место по итогу чемпионата.

Rondeau M482 на гонке в Сильверстоуне
Rondeau M482 на гонке в Сильверстоуне

Данные вкладыша — неправильные. На самом деле объем Cosworth DFL составлял 3995см3, мощность — 540 л.с. при 9250, момент — 461 Нм при 7000, масса — 830 кг.

Факты

  • Главный спонсор команды Rondeau — OTIS, это тот самый производитель лифтов.
  • Всего было построено 19 машин Rondeau, 17 из которых здравствуют и поныне.
  • Жан Рондо погиб при столкновении его частной машины с поездом. Он пытался уйти от преследования полицией и проехать перед поездом под закрытым шлагбаумом.

В играх

Rondeau M382 в ЛеМановской версии в игре RFactor
Rondeau M382 в ЛеМановской версии в игре RFactor

Спортпрототипы Rondeau — не были созданы транснациональным концерном, не являются легендой ЛеМана #1, не связаны с именами гонщиков-икон и не замечены в авариях-катастрофах века. Они «всего-то» единожды победили в ЛеМане и «скромно» едва не отняли у Порше командный кубок 1982 года. Поэтому не стоит ждать их во всемирно известных сериях гоночных игр и AAA-франшизах.

За такими редкими птичками лучше сразу отправляться в царство R-Factor и искать в бесконечных моддерских закромах.

Вот он, великолепный мод Rondeau M382 для R-Factor!

Rondeau M382 в ЛеМановской версии в игре RFactor
Rondeau M382 в ЛеМановской версии в игре RFactor
Rondeau M382 в ЛеМановской версии в игре RFactor
Rondeau M382 в ЛеМановской версии в игре RFactor

Модельки

Высококачественные модели автомобилей Rondeau выпускает фирма SPARK. Масштаб 1:43, материал - смола.

Spark SP2274 1:43 | 1982 Rondeau M382 #11, LeMans, F. Migault / G. Spice / X. Lapeyre
Spark SP2274 1:43 | 1982 Rondeau M382 #11, LeMans, F. Migault / G. Spice / X. Lapeyre
Spark SP2273 1:43 | 1982 Rondeau M382 #24, LeMans, J.Rondeau, J.P.Jaussaud
Spark SP2273 1:43 | 1982 Rondeau M382 #24, LeMans, J.Rondeau, J.P.Jaussaud
Spark SP2275 1:43 | 1982 Rondeau M382 #12, LeMans, J. Ragnotti / H. Pescarolo
Spark SP2275 1:43 | 1982 Rondeau M382 #12, LeMans, J. Ragnotti / H. Pescarolo