Верховный суд (ВС) признал недействующим письмо Минфина, существенно ограничивающее переуступку права требования по госконтрактам. Запрет создавал серьезные проблемы для компаний, предоставляющих факторинговые услуги. По мнению экспертов, решение ВС может способствовать развитию рынка факторинга госзаказов, потенциальный размер которого исчисляется триллионами рублей.
Информация о том, что ВС признал недействующим письмо Минфина о ничтожности сделок переуступки прав требований (цессии) по госконтрактам, в конце прошлой недели была размещена на официальном портале суда. С иском об отмене письма в судебные инстанции обратилась краудлендинговая площадка Penenza, через которую граждане выдают займы бизнесу, в том числе для участия в госзакупках. Как пояснил “Ъ” ее глава Дмитрий Пангин, заказчики и победители тендеров, являющиеся заемщиками на Penenza, ссылались на данное письмо, когда площадка просила подписать договор уступки права требования денег по контракту. «Для нас договор уступки права требования — принципиальный момент, потому что он снижает риски просрочки и дефолта для инвесторов,— отмечает он.— Ранее мы выигрывали отдельные иски по оспариванию этого письма и в итоге решили обратиться в Верховный суд для признания его недействующим».
Письмо Минфина было издано в июле 2017 года. В нем указывается, что, в соответствии с законом «О контрактной системе в сфере госзакупок…» (44-ФЗ, касается закупок госучреждениями, в том числе больницами, школами и т. п.) и Бюджетным кодексом (БК), «личность поставщика (подрядчика, исполнителя) по контракту имеет существенное значение для государственного заказчика». При отсутствии согласия должника на уступку права требования по муниципальному контракту договор цессии противоречит нормам Гражданского кодекса (ГК), БК и является недействительной (ничтожной) сделкой. С июня 2018 года вступила в силу новая редакция ГК, которая закрепила законность уступки требований по денежному обязательству по заключенным на торгах договорам. Однако разъяснение Минфина продолжало использоваться госзаказчиками для обоснования требования о признании договора цессии недействительной сделкой и отказе в выплате средств новому кредитору.
Продолжение на сайте «PLATFORMA.MEDIA»