Сегодня случилась беда. Отказ техники. Человеческие жертвы. Россия, пытаясь самоутвердится в мире высоких технологий, опять платит за это жизнями своих граждан.
Давайте рассмотрим этот политическо-экономическо-психологический аспект.
Пока страна жила за железным занавесом, большинство (не все!) довольствовалось товарами, производящимися в СССР. И пусть сейчас начнут кричать, что у нас все было самое лучшее, но люди отдавали тройные цены за итальянские сапоги, китайские полотенца, японские двухкассетники, а самые ушлые умудрялись покупать "экспортные" Лады.
Самолеты тогда стоили нечеловеческих валютных ресурсов, поэтому как и с автомобилями, летали на своих.
Конец пришел с развалом СССР. Как всегда, народ проголосовал кошельком. Автопром тихо почил. Самолетостроение тоже. Причем там уже голосовал кошельком не бедный народ, а богатые авиакомпании, у которых доводы совершенно такие же - б/у Боинг или Аэробус прослужит дольше, а ремонтоспособность и эксплуатационные качества намного выше, чем у отечественного аэропрома.
Но это человека с комплексами можно отправить к психологу. Политбюро ЕР же не отправишь. И приказали. И пришлось в условиях совершенно невыносимых нашим самолётостроителям изобрести этого убийцу. Самолет Суперджет.
Пафос был нечеловеческий. И первый самолет России, и первый самолет, сделанный - цитирую вики "по цифровым технологиям проектирования" (это что, типа в АвтоКаде чертили, не на ватмане????), и корпорацию под него сделали. С пафосом же объявили, что уже очередь из желающих его купить образовалась. И теперь мы, утирая пот со лба, будем штамповать 60 самолетов в год, потому что все его хотят, а Боинг нервно курит за портьерой.
Представьте 60 самолетов в год. Это в месяц 5 (пять). Самолетов. Нет, не так. САМОЛЕТОВ!!!!! Попробуйте сделать одну табуретку. В месяц. Сами. А пять? Ну, понятно, да?
После рождения этого "чуда" началось самое странное. Покупатели куда-то разбежались. Самолеты начали "впаривать". Ну типа: если вы хотите наши кредитные денежки (нефть, газ), то покупайте наши самолеты. Ну ладно, за полцены. Ну ладно, в долг. Армения, Мексика, Иран, Замбия.... список покупателей говорит сам за себя. Правда, Армении вроде подарили, но суть не в этом. А в том, что в этих странах заботятся о своих гражданах. Об их безопасности, жизни в конце концов. Потому что стали они от наших Суперджетов отказываться. Потому что, ну ребята, ну мы готовы, НО: двигатели не тянут, ремонтоспособность никакая - запчастей нет и обслуживание не то что плохое, а его нет в принципе. А самолет это не Жигули, его в гараже у дяди Миши не починишь.
А аэропром пыхтит, тужится. Не 60 самолетов, конечно, но штук по 20 в год в среднем лепит. Производство конечно, не ахти. Это как в Жигули подвеску от Тойоты, а диваны от Ролс-Ройса. Теоретически возможно, но на практике жить не будет.
Ну а дальше все как обычно. Чтобы поддержать отечественного производителя, надо принудить отечественного потребителя. А уж у нас в стране этих потребителей (авиакомпаний) как собак нерезанных. Нагнули всех. Аэрофлоту всучили больше всех, зато за полцены.
Моему мужу как-то "посчастливилось" лететь в нем. Приехал из командировки, полный впечатлений, со словами - "никогда больше". Из самых ярких - в блоке над головой ничего не работало (свет, вентиляция, вызов стюарда), дверцы багажных отсеков перекашивало при закрывании/открывании, при полете все дребезжало, окна расположены на уровне живота (на качество полета это, надеюсь, не влияет, но на качество комфорта очень даже).
К сожалению, пассажир самолета не может выбрать, как владелец машины, на чем ему передвигаться. Машину мы выбираем лучше старую Вольво, чем новую Ладу. Выбор безопасного самолета зависит от авиакомпании. И они тоже не хотят Суперджет, но их заставляют силовыми методами. И есть только один выход. Опять принять волевое решение Политбюро и отказаться от использования аппаратов, которые убивают наших граждан. Не пилоты. А неспособность ответственных собрать все детали в кучу так, чтобы это нормально заработало.