Найти тему
Ретроспектива PRO

Одарённый мануш Джанго Рейнхардт и его гитара

Из истории музыки

Джаз – удивительный мир импровизации, уникальной ритмической фактуры. Каждый выдающийся исполнитель вносит в этот удивительный мир музыки свою индивидуальность, свою неповторимую манеру. Среди огромного числа замечательных джазменов ярко выделяется личность Джанго Рейнхардта – создателя одного из направлений – цыганского джаза.

«Джаз привлек меня тем, что в нем я нашел формальное совершенство и 
 инструментальную точность, которой я восхищаюсь в классической музыке, 
но которой нет у популярной музыки». - Джанго Рейнхардт (1910г. - 1953г.)
«Джаз привлек меня тем, что в нем я нашел формальное совершенство и инструментальную точность, которой я восхищаюсь в классической музыке, но которой нет у популярной музыки». - Джанго Рейнхардт (1910г. - 1953г.)

Первые музыкальные шаги

Родился музыкант в 1910 году в семье кочевых цыган, колесивших по дорогам Франции, Италии, бывали они и в Алжире и на Корсике. Его мать была танцовщицей, отец – бродячим актером. После первой мировой войны семейство осело в предместьях французской столицы, но отец не мог отказаться от бродячей жизни, бросил жену и двоих детей.

С самого раннего детства Джанго проявил феноменальные музыкальные способности. Уже в 9 лет мальчик безукоризненно играл на банджо, прекрасно владел скрипкой. Сегодня трудно утверждать, где вымысел, а в чем правда, поскольку вокруг одаренного мануша уже с детства родилось множество легенд. Так в цыганских таборах рассказывали, что однажды на спор взрослых Джанго воспроизвел по памяти на банджо более полутора десятка наигранных ему и дотоле неизвестных мелодий. В это можно поверить, поскольку будущий выдающийся музыкант никогда не учился музыкальной грамоте, не знал нот, но обладал превосходной музыкальной памятью, врожденным музыкальным чутьем.

Джанго в детстве
Джанго в детстве

Еще подростком Джанго с другими цыганскими исполнителями играл в кабачках и ресторанчиках, на танцевальных площадках. Это позволяло зарабатывать на жизнь. Его как магнитом притягивали танцевальные площадки, где он оттачивал исполнительское мастерство. Уже в 14 лет он прослыл прекрасным музыкантом, с ним играли взрослые опытные исполнители, юношу не боясь брать в турне. В 1928 году Джанго совместно с известным аккордеонистом Жаном Вессадом записал свою первую пластинку.

Преодоление

Однажды случилась беда, поставившая под сомнение дальнейшую возможность заниматься любимым делом – играть. Молодой музыкант пострадал во время пожара, левая рука была серьезно повреждена, только два пальца оказались рабочими. Мечта о славе развеялась в дыму пожара. Рука заживала полтора года. Чтобы разогнать тоску и скуку больной стал учиться играть заново на принесенной братом гитаре, задействовав только два рабочих пальца левой руки. Упорство и неодолимое желание не расставаться с музыкой совершили чудо. Вопреки прогнозам, преодолевая боль, Рейнхардт не только осилил игру на инструменте, он стал виртуозом и разработал особую технику игры на гитаре.

Джаз – музыка его мечты

С выздоровлением началась новая эпоха в жизни гитариста. В Тулоне судьба свела Рейнгардта с художником Эмилем Савитри – заядлым меломаном. Его коллекция пополнилась чемоданом привезенных пластинок с записью Дюка Эллингтона, Армстронга и других джазовых исполнителей. Джанго впервые услышал настоящий джаз, он был восхищен. Эмоции его переполняли, он даже расплакался. Эта музыка разожгла музыканта, легла на душу, она воплощала риск, движение, свободу.

Джанго блистал исполнительским мастерством в кабаре на Лазурном берегу и мечтал о джазе. Но публика слушала и танцевала под аккордеон, этот инструмент был на пике популярности.

Однажды французский шансонье Жан Саблон предложил гитаристу совместное турне в качестве аккомпаниатора. Началась беззаботная жизнь, гитарист колесил с певцом, покоряя чопорную публику Лондона, и обретал широкую известность. И это в 20 лет!

С друзьями в Тулоне. Фото 1930 г.
С друзьями в Тулоне. Фото 1930 г.

В 1934 году Джанго познакомился с французским джазовым скрипачом Стефаном Граппелли и уже представлял уникальный джазовый союз скрипки и гитары. Но играли они пока вальсы и танго, а в перерывах выдавали джазовые импровизации.

Джанго Рейнхардт и Стефан Граппелли
Джанго Рейнхардт и Стефан Граппелли

В результате судьбоносной встречи двух выдающихся музыкантов родился джазовый струнный коллектив. Позже Рейнхардт признавался, что в джазе нашел то, что искал. Во время детской кочевой жизни будущий музыкант слышал народные напевы венгерских цыган, страстное фламенко.

Рейнхардт и Граппелли в составе  Quintet de Hot Club de France. Фото 1934 г.
Рейнхардт и Граппелли в составе Quintet de Hot Club de France. Фото 1934 г.

Позже музыкальная любознательность тянула его в кубинские и популярные восточные бары, где он каждой клеточкой впитывал новые мелодии. Все это сейчас всплыло, обрело конкретные формы, пройдя через душу и сердце музыканта. Постепенно пришел успех, квинтет выступал на лучших концертных площадках. Примечательно, что в эпоху, когда европейские джазовые музыканты пытались подражать американским новаторам, Рейнхардт и Стефан Граппелли разработали оригинальную музыку, которая укоренилась во французской и цыганской культуре так же, как в американском джазе.

«Великие импровизаторы похожи на священников… они думают только о своем 
 Боге». Стефан Граппелли с Джанго Рейнхардтом
«Великие импровизаторы похожи на священников… они думают только о своем Боге». Стефан Граппелли с Джанго Рейнхардтом

Необыкновенный талант и харизма Рейнхардта были настолько притягательны, что музыкант оказался в центре внимания представителей богемы того времени. Надо отдать ему должное, что, не имея никакого образования, не умея ни читать, ни писать и вырвавшись из присущей его племени кочевой жизни, он смог адаптироваться, вписаться в культурный пласт довоенной эпохи. Порой его порицали за эксцентричность и легкомысленное поведение, но этот человек не воспитывался в аристократических гостиных и не посещал колледжей, он даже не переступал порог обычной школы.

Джанго Рейнхардт , уникальный джазовый гитарист
Джанго Рейнхардт , уникальный джазовый гитарист

Рейнхардт отличался азартностью, не мог преодолеть тяги к картам и рулетке. Он боготворил кино, восхищался голливудскими фильмами о гангстерах. Из этих лент он позаимствовал манеру носить небрежно, несколько сдвинув набекрень, шляпы с широкими полями.

Играть джаз было опасно

В 1939 году мирная жизнь закончилась, Северная часть Франции и ее Атлантическое побережье были оккупированы. Нацистская идеология враждебно относилась к джазу, ведь корни этой музыки были в африканской культуре, а согласно нацистской расовой теории негры были людьми третьего сорта. Как можно было слушать подобную музыку? В планы нацистов входило и уничтожение цыган, как народности. Поэтому играть джаз было опасно, тем более цыгану. Несмотря на это Джанго продолжал давать концерты, их стало еще больше, нежели в довоенное время.

Немцы в оккупированном Париже
Немцы в оккупированном Париже

В Париже любители джаза не сдавались. Тайные танцплощадки продолжали существовать, приглашая музыкантов и требуя играть свинг, который завоевал предвоенную Францию. И это было подобно вызову оккупантам. Во всяком случае, так считали французы.

Начало войны застало группу в Лондоне, где Граппелли заболел, квинтет вернулся в Париж без него. В новом составе музыканты выступали с не меньшим успехом и за время оккупации выпустили больше пластинок, нежели в довоенное время. Джаз стал своеобразным лекарством от повседневных забот, особенной формой сопротивления. Несмотря на табу, были любители джаза и среди немцев. Они неоднократно предлагали Джанго за большое вознаграждение выступить перед немецкой аудиторией, но в отличии от других французских звезд, гитарист ни разу не принял подобное предложение. Скрываясь от щупалец комендатуры, музыкант вынужден был покинуть столицу и несколько раз пытался перейти Швейцарскую границу, но безрезультатно. Уже в послевоенное время Джанго признался, что он обязан жизнью немецкому коменданту-меломану.

Джанго Рейнхардт в гостиничном номере с цыганской певицей 
 Соней Димитривич. Фото 1945 года
Джанго Рейнхардт в гостиничном номере с цыганской певицей Соней Димитривич. Фото 1945 года

В 1944 году Джанго играл с оркестром американской армии, его хорошо знали за океаном и прозвали Трехпалой молнией.

Эпоха свинга уходит в прошлое

Апогей популярности гитариста пришелся на 1945 год. В это время джаз ассоциировался с музыкой сопротивления и освобождения. Послевоенная жизнь внесла свои коррективы в музыкальную жизнь. В джазе произошла революция, появился новый стиль бибоп, эпоха свинга уходила в прошлое. Гитарист искал новые формы.

Джанго Рейнхардт играет на скрипке своему сыну Бабику. 1945г.
Джанго Рейнхардт играет на скрипке своему сыну Бабику. 1945г.

Вместе с оркестром Дюка Эллингтона музыкант гастролировал на Американском континенте, стиль его игры производил большое впечатление, но лавров славы гитарист на родине джаза так и не сыскал.

Дюк Эллингтон слушает игру Джанго Рейнхардта
Дюк Эллингтон слушает игру Джанго Рейнхардта

Однажды в гостиничном номере он почувствовал острое желание рисовать и открыл в себе живописца. Джанго взял в руки кисть, и родились неповторимые полотна. Когда открылась выставка его картин, кто-то из журналистов высказался, что рисует мастер музыкой.

В 1948 году Рейнхардт впервые взял в руки электрогитару и создал новый состав квинтета. Он много гастролировал, в 1951 году постоянно выступал в клубе «Сен-Жермен». В начале 50-х годов Джанго с семьей покинул столицу, перебравшись в провинцию. Когда не было концертов, он с увлечением играл в бильярд, рыбачил.

16 мая 1963 года у музыканта случился сердечный приступ, и он скоропостижно скончался.

-12

Но личность музыканта-гитариста даже в виде легенды прошлых лет продолжала вдохновлять творческих людей. В фильме Вуди Аллена "Сладкий и гадкий" именно Джанго явился прототипом героя Шона Пенна.

В 2017 году 67-й Берлинский международный кинофестиваль открывался биографической драмой "Джанго", ставшей лауреатом конкурса.

Прожил он недолгую, но яркую жизнь, сказав свое веское слово в джазе и оставаясь одним из любимых композиторов и исполнителей в современном мире.

Небольшой фильм (4:17) о Джанго Рейнхардте

-13