Фильмы я люблю с детства. Даже документальные. Все мои друзья документалку терпеть не могли и понятно почему. Приходишь в кино на индейцев, а тебе минут 20-ть про высокие надои показывают или о том, сколько чугуна Василий Петрович со своей бригадой на гора выдал. Жесть!
Полюбить документальный фильм меня научила мама. Родители моих друзей копили на холодильники, финские стенки и цветные телевизоры. Моя мама мечтала о кинокамере.
Приходит как-то домой, глаза горят, в руках плотная картонная коробка. Внутри – камера! Такая, знаете, восьми миллиметровая, с тремя объективами на поворотной консоли. Механизм работает от пружины. Пленку в кассету нужно заряжать самостоятельно.
Я выступал в главной роли почти в каждой новой короткометражке. Вот я качусь с горки во дворе. Вот – на велосипеде…
Кстати о кино и велосипедах. Американский фильм Каскадеры я смотрел ШЕСТЬ раз. Выходишь из кинотеатра и сразу хочется подвиг совершить или глупость.
Из досок и кирпичей мною были сооружены во дворе два пандуса. Разгоняешься на велике, прыгаешь с одного трамплина, приземляешься на второй.
На третьей попытке я решил увеличить расстояние прыжка до метра. Ходил потом весь в зелёнке.
Мама придумывала анимированные заставки к своим фильмам и сама их делала. Получалось простенько, смешно и очень душевно.
Всю эту красоту восхищенному мне и всем, кто приходил к нам в гости, демонстрировал проектор Русь.
Когда он начинал стрекотать пленкой, темная комната оживала и наполнялась волшебством. Я хорошо помню.
- Смотри, вот здесь делаешь петлю, зажимаешь вот этой лапкой, защёлкиваешь, снова делаешь петлю и снова зажимаешь лапкой, - учила меня мама заряжать пленку в проектор.
Видеомагнитофонов в стране не было даже по великому блату, и друзья гурьбой шли к нам на мультики – Шайбу-шайбу! Ну, погоди! Самый большой друг.
Потом появились видеомагнитофоны и кассеты VHS и проектор переселили на антресоль. Потом нас затопили соседи. Проектор заржавел.
- Ты же сам сказал, что его нужно выбросить! – оправдывалась моя тётушка, когда я спросил у нее, где проектор.
- Я?!! Да мне бы и в бреду не пришло в голову поднять руку на старого друга!
Выяснять подробности было лишним. Проектор все равно не вернуть. Стоп! Как это не вернуть? Очень даже вернуть! И я полез в интернет.
Через несколько дней я трясся в метро и прижимал к себе дерматиновый бок кофра проектора. Жуткий на вид, кнопки плохо застегиваются, кто создавал дизайн?! Руки оторвать! Оторвать и расцеловать, кто-то же эту коробочку собирал 30 лет назад. А теперь она моя!
Первым делом я пересмотрел всю фильмотеку. С ней тоже приключалась история исчезновения. Она была полна драматизма, слёз обиды от невосполнимой утраты и взаимных упреков в преступном равнодушии. Слёзы радости тоже были. Все потерянные плёнки нашлись.
Причем здесь КГБ? Очень даже при чем! На следующий день после покупки старого-нового проектора, я обнаружил на его кофре вот это:
Не расходитесь, кино только начинается.