На территории Саратова не шли бои Великой Отечественной, но как и все города Советского Союза, он принимал в ней активное участие, снабжая фронт всем необходимым. В городе действовали 3 военных училища и более ста промышленных предприятий.
В 1975 году в городе был заложен парк Победы, а в 1999 году на территории парка был открыт музей боевой славы с большой экспозицией военной и гражданской техники.
Саратовский музей удивил меня какой то беспорядочно-хаотичной подборкой техники, олицетворяющей "боевую славу". Нет, экспозиция, конечно, достаточно интересная, и однозначно стоит того, чтобы её посмотреть, но какое отношение это имеет к озвученной теме музея?
К примеру, можно было бы выставить трактор времён ВОВ, и назвать его артиллерийским тягачом, но на площадке стоит масса послевоенной сельхозтехники.
Можно было бы назвать это просто саратовским техническим музеем, но наверное, это не было бы так пафосно.
Лично мне эта мысль всё время разрывала мозг при прогулке по этому парку: к примеру, вот этот трактор, чем то напоминающий первые тракторы Lamborgini, сам по себе - очень интересен, но при чём тут боевая слава?
Или вот хорошо сохранившийся, наверное, ещё довоенный грейдер - отличный экспонат, но опять же - причём тут он?
Да и в области военной техники всё весьма странно. Ощущение, что никто не пытался соблюсти какую то тематичность, а просто составили в кучу всё, что было списано в окрестных частях. И неважно, была там какая то слава, или просто ненужный самолёт образовался.
Особенно поразило отношение к технике: у многих экспонатов стёкла либо побиты, либо закрашены наглухо краской. Внутри нередко можно увидеть наскальные надписи и следы человеческой жизнедеятельности.
Окраска техники тоже производится не по принципу хоть какой то исторической достоверности, а скорее по принципу "какая краска завалялась в загашнике у завхоза".
У меня, как у человека, неравнодушного к авиации, такая раскраска боевых самолётов вызывает приступ кровоизлияния из глаз: ну как можно так угробить такую масштабную и крупную коллекцию техники?
Это, к примеру, МИГ-15. На таком когда то летал мой дед. Окрашенный как попало и с залитым краской фонарём кабины. Просто какое то издевательство над одним из знаковых самолётов своего времени.
Такие самолёты в ВВС СССР никогда не красились в принципе. Окрашенные в камуфляж (само собой, определённой цветовой схемы), можно было найти в ВВС Венгрии, и по некоторым данным, до сих пор можно увидеть в ВВС Северной Кореи. Но и там завхоза с кисточкой и близко не подпускали к процессу. Наверное, его бы за это расстреляли.
Той же краской покрашены все остальные самолёты, независимо от типа, назначения, и периода их производства, а также пожарное судно и другая техника.
Уцелели в почти оригинальном виде лишь два самых крупных самолёта: ТУ-134УБЛ и ТУ-22. Видимо, у завхоза не нашлось лестницы нужной длины или необходимого количества краски.
Очень впечатляет стоящий на холме пожарный корабль. Тут в заслугу авторам экспозиции можно записать две вещи: то, что его в принципе затащили на высокий холм над Волгой, и то, что не запретили по нему ходить, и даже приставили специальные лестницы. Большая редкость для подобных экспозиций, когда можно пройтись по всем палубам и даже подняться на самый верх, к антенне радара без грозных криков со стороны местного сторожа.
Вот ещё один очень интересный экспонат: миниатюрная подводная лодка для сил специальных операций. Внутри тоже почти всё уничтожено, но сам экспонат уникален, и мог бы стать украшением любого тематического музея, где с него сдували бы пылинки.
Лучше всего сохранилась техника войск ПВО. Она осталась почти в родной краске и без особых издевательств со стороны вандалов. Возможно, сторож служил в ПВО и эту часть стоянки охраняет более бдительно?
Такая необычная "боевая слава" находится в славном городе Саратове. Для простого обывателя вроде здорово, а вот у мало-мальского любителя истории может и кровь из глаз хлынуть.