Найти тему
Пароход Онлайн

Давай уж после майских…

…О, праздник мой странный!
Фазендолопатный,
Бухлошашлычный,
Вментовкуплакатный,
Клещекормильный,
Вколоннусгоняйский,
Штрафопожарный,
Давайпослемайский…

(очень вольный перевод с латыни малоизвестного гимна календ Майи Благой Богини, III век до н.э.)

По моим ощущениям (сугубо личным, впрочем) в нашей, меняющей названия и статусы, Родине есть немало не поддающихся пониманию и здравому смыслу традиций и моментов, но некоторые всё же стоят особняком.

Сегодня я не буду касаться эстетики и экономической целесообразности традиционного двухнедельного глухого общегосударственного новогоднего запоя, но о праздниках речь всё же пойдёт.

О праздниках странных, как и вся наша жизнь…

«Да здравствуют мир, труд, май, июнь, июль и август!» - вот такие транспаранты несут мимо трибун представители северных народов.(анекдот конца середины прошлого века)

Освежающий минус со снежком самой короткой майской рабочей недели уже слегка остудил напечённые первым солнышком темечки.

Так что уже можно, наверное, и обсудить: что же мы, собственно, празднуем, и заодно - чем был «первомай» для наших предков разной степени родства и древности?

Фото: Нет, это не Валерия Новодворская в белом стоит вся красивая. Снимок сделан во Львове в 1968 году.
Фото: Нет, это не Валерия Новодворская в белом стоит вся красивая. Снимок сделан во Львове в 1968 году.

Традиционно отмечать начало мая праздничными народными гуляньями любили в

Италии, где к этому времени уже заканчивались посевные работы. Можно было передохнуть и повеселиться, а заодно и попросить у богов помощи, чтобы посевы дали хорошие всходы и превратились в богатый урожай. Этот обычай уходит корнями в седую историю, когда жители Древнего Рима календы (начальные дни) третьего месяца (по календарю императора Юлиана) посвящали празднованию и восхвалению богини Майи, в чью честь собственно месяц и был назван.

Для России первомайские гулянья не были традиционными уже в силу отличия в климате. Правда, в деревнях в начале мая еще продолжались весенние «заигрыши» - гулянья молодежи, но только по вечерам, так как наступала пора подготовки к севу. А в городах гулянья на 1 мая были введены при Петр Первом.

Наиболее масштабно этот день отмечался в Москве в Немецкой слободе, где с праздником и познакомился Петр I. По его решению в этот день для москвичей стали устраивать гулянья в Сокольниках, чуть позже первомайские гулянья начали проводить и в Петербурге. В этот день в Екатерингоф собирались не только горожане, но и вся знать, включая императорскую фамилию. К этому дню строились качели и карусели, разворачивались балаганы, ставились многочисленные палатки торговцев.

Московский чиновник и театрал Степан Петрович Жихарев в своих «Записках современника» описывает майские гулянья 1805 года:
«Сколько народу, сколько беззаботной разгульной веселости, шуму, гаму, музыки, песен, плясок и прочего, сколько богатых турецких, китайских палаток с накрытыми столами для роскошной трапезы и великолепными оркестрами... Сколько щегольских модных карет и древних прадедовских колымаг и рыдванов, блестящей упряжи и веревочной сбруи, прекрасных лошадей и претощих кляч, прелестнейших кавалькад и прежалких Дон-Кихотов на прежалких Россинантах...».

Фото: «прошлаго столетия» тут следует понимать как «18-й век».
Фото: «прошлаго столетия» тут следует понимать как «18-й век».

Из воспоминаний о первомайских гуляньях известного московского бытописателя И.А. Белоусова:
«… в Сокольниках действовали карусели, качели, по роще ходили шарманщики и хоры русских песенников, чайницы у своих столов зазывали гуляющую публику попить у них за столиками чайку. Около чайных палаток дымились самовары, ходили разносчики с разными закусками. Группы гуляющих располагались в роще прямо на траве, расставляли бутылки с напитками, раскладывали закуску и пели песни под гармонику - вся роща была наполнена звуками гармоник, песен, выкриками разносчиков, зазыванием чайниц».

Позже масштабные гулянья москвичи стали проводить в Марьиной роще, на Девичьем поле, под Новинским. В Петербурге гуляющие так же заполняли все пригородные парки и рощи. А в конце XIX века, на фоне роста революционного движения, неизвестная уже светлая голова сочла первомайские гулянья идеально подходящими для маскировки проведения агитационных сходок.

«Мы на горе всем буржуям…»

По образцу рабочих Австралии, впервые потребовавших себе 8-часовой рабочий день, 1 мая 1886 года анархические организации США и Канады устроили ряд митингов и демонстраций. При разгоне такой демонстрации в Чикаго 4 мая 1886 года из толпы в сторону полиции прозвучали выстрелы, та открыла ответный огонь, погибли шесть демонстрантов (никому ничего не напоминает? – А.А.). В ходе последовавших на следующий день массовых выступлений протеста против жестоких действий полиции в результате взрыва брошенной неизвестным бомбы были убиты восемь полицейских, а в последовавшей перестрелке ранены и убиты, по некоторым данным, до пятидесяти человек По обвинению в организации взрыва восемь рабочих-анархистов были приговорены к повешению.

Именно в память о казнённых анархистах Парижский конгресс II Интернационала по предложению американских рабочих, запланировавших свою забастовку на 1 мая 1890 года, объявил эту дату «Днём солидарности рабочих всего мира», и предложил отметить его демонстрациями с требованием 8-часового рабочего дня и другими социальными требованиями. Как и в Австралии, успех демонстраций привёл к тому, что праздник стал ежегодным. К бастующему Западу в 1890 г. присоединились Львов и Варшава, в 1891 г. первая праздничная маевка прошла на окраинах Петербурга. На свежем воздухе, в расслабляющей атмосфере безнадзорности и приподнятого праздничного духа прокламации шли особенно хорошо, агитация от 8-часового рабочего дня и повышения зарплаты плавно и логично перетекала к эксплуататорам-мироедам и «долой самодержавие!»

Попить винца, поесть мясца, да от души просклонять по матушке царя-батюшку, пользуясь тем, что по жидкости и прозрачности ранних кустов полицаям там укрыться непросто…

-3

В 1918 году в РСФСР этот праздник стал государственным под названием День Интернационала, позже название было изменено на День международной солидарности трудящихся — Первое Мая. В эпоху «развитого социализма» в СССР первомайские демонстрации стали нести иную смысловую нагрузку. Согласно статье БСЭ, в день первого мая трудящиеся СССР «выражают свою солидарность с революционной борьбой трудящихся капиталистических стран, с национально-освободительным движением, выражают решимость отдать все силы борьбе за мир, за построение коммунистического общества».

Правда, как показала история, ежегодный многомиллионный эксгибиционизм (пардон, демонстрацию!) нашего негодующего общества гнилой западный капитализм пережил без особых потерь.

Кстати, для общего кругозора.

В Германии 20-го века этот день получил официальный статус в 1933 году, с приходом к власти Адольфа Гитлера. Он был назван «Национальным днём труда». В городах в этот день проходили торжественные марши рабочих колонн с развевающимися знаменами. В сельской местности выступали фольклорные коллективы, устраивались народные танцы в национальных костюмах, проходило избрание королевы праздника.

Национальный день труда считался частью «нового порядка» и широко отмечался также и на оккупированных немцами территориях во время Второй мировой войны, в том числе и на территории СССР.

Последние годы Первомай («Майский день») в Берлине известен ожесточёнными столкновениями между членами радикальных левых группировок и полицией.

Но для большинства людей главным в Первомае советских времён был уже не сам добровольно-принудительный марш с транспарантами, а прилагающийся к нему дополнительный выходной 2-го числа.

Разумеется, на джипах с мангалами «на шашлычок» тогда не выезжали.

Но вот вылазки на ближайшую более-менее подходящую природу, с костерком и печёной картошкой под стакан портвешка, а то и со свежей ушицей, если рядом была река, совершали компаниями, семьями, классами под надзором взрослых и даже целыми производственными коллективами, хотя ругательства вроде «корпоратив» или «тимбилдинг» тогда были не в ходу.

-4

Теперь Первомай - «День весны и труда».

Не самый печальный итог нелёгкого пути.

От языческих подношений богине плодородия – к модным «европейским весенним ассамблеям», от дворянских гуляний – к чествованиям террористов, от агитационных незаконных сборищ – ко всемирной демонстрации непонятно чего, от обезличенной обязаловки – к лишнему весеннему выходному.

«Солидарность – единение по общности интересов». (Викисловарь)

Не считайте меня уж настолько аполитичным и циничным, вирус первомайского торжественного пиитета успел проникнуть в мою кровь в детстве.

Ощущение сопричастности чему-то глобальному и, главное, хорошему – отличный и, главное, доступный и практически бесплатный наркотик для массового сознания и персонального подсознания.

Ну зачем себе врать?

Ведь на самом деле искренне хотелось бы ощутить единение с пролетариями других стран, сравнивая их условия труда и оплаты в Умозрительных Енотах. Особенно условия у соседей географических, чуть более развитых, чем у соседи по рейтингу развития, типа Гондураса и Ботсваны.

А то уныло что-то в возвращённых из исторического почти уже небытия обязательных к явке официальных колонн «трудящихся и не очень», разве что пурпурная палитра ныне изрядно разбавлена голубым.

Хочется солидарности!

Хочется немецкой зарплаты, шведской пенсии, норвежского соцпакета и английской медицины! Мы же столько лет переживали за них за всех…

За трудящихся других стран, в смысле.

Да вот только нынче духовные наследники чикагских «резких пацанов» времён Второго Интернационала и суровых польских докеров Леха Валенсы, нынешние профсоюзы (и особенно их лидеры), редкую солидарность проявляют как раз с теми, кто последовательно и бесцеремонно права трудящихся нанизывает на собственную ось мира…

Мы же все отнеслись с пониманием. И понимаем всё больше. И тех, кто понимает, тоже всё больше. Странно, что этого не понимают. Хоть в уши кричи: «Мэй дэй, ау!»

Фото: Алексей Андреев «Накануне» (с разрешения автора)
Фото: Алексей Андреев «Накануне» (с разрешения автора)

А вообще…

Как спел недавно Борис Борисыч Гребенщиков, время такое сейчас. «Самое время на…» Одним словом, самое время облегчить свою карму. Плюньте на город, бизнес, привычки, зомбоящик и «чётамухохлов». Хватайте жён, детей, подруг, собак и езжайте (на речку, в пригородный лесок – зачёркнуто, бдительный противопожарный режим) на дачу.

Нет своей дачи – есть дачи приятелей, друзей, и дай вам боги Олимпа (и благостная Майя в первую очередь), чтоб не завис над вами и вашим пятачком шестисотковым бдительный дрон или инспектор, фиксирующий ваше с горелой сосиской в руке нарушение упомянутого противопожарного режима с 50-ю метрами до забора.

И да подавится вашей китайской ветровкой оголодавший клещ, любители природы.

Мы всё же, почти все, пережили эту зиму.

И скоро будет лето, и нам пока ещё не вменили за это уважать и благодарить под страхом уголовной статьи.

А про всё прочее – давайте уже после майских, а?

Тут было место для послесловия и умного вывода.

Подводя итог, Первомай, на мой вкус, далеко не самая печальная и отвратительная пьеса в репертуаре театра абсурда. Ведь чем-то оправдана практически поголовное подсознательное прокрастинирующее: «Нет, давай уже не будем сейчас это начинать, вот после майских…» и вообще, человек хомо предмайскиус в этом ужасно напоминает хомо предновогодникус.

Может это древние инстинкты, может авитаминоз – не суть важно.

Ну, а для ценителей и эстетов могу напомнить и ещё несколько исключительно майских поводов, если душа просит праздника, источники разной степени достоверности нам предлагают:

1 мая — День труда (международный), День объединения народов Казахстана (национальный), Майский день в Германии, Праздник Максимовской иконы Богородицы.

2 мая — Праздник блаженной старицы Матроны Московской.

3 мая — Праздник свободы печати (всемирный), День солнца и День астрономии (международный), День японской Конституции, праздник мученика Гаврилы Слуцкого.

4 мая — День зелени в Японии, День независимости Латвии, День китайской молодежи, Праздник священномученика Иоанна пресвитера.

5 мая — День прав инвалида (международный), День акушерок (международный), День шифровальщика (международный), День водолаза (международный), День белорусской печати, День республики Кыргызстана, Детский день в Южной Корее и Японии, День свободы Нидерландов, Праздник проповедника Федора Сикеота.

6 мая — День труда в Австралии, Праздник великомученика Георгия Победоносца.

7 мая — День радио (международный), День основания вооруженных сил РФ, День защитника в Казахстане, Праздник Молченской иконы Богоматери, Акшая-Трития — «день прочных и продолжительных достижений», он рассматривается как самый духовный и благоприятный день года Ведического календаря.

8 мая — День сотрудника уголовной системы (международный), Праздник Красного Креста (международный), День памяти жертв Второй мировой войны, День норвежской женщины, Праздник апостола Марка.

9 мая — День Победы, День Европы, День отца в Германии, Праздник святого Стефана.

10 мая — Праздник Земли, Всероссийский день посадки леса, Праздник апостола Симеона.

11 мая — Всемирный День мигрирующих птиц, Праздник справедливой торговли (всемирный), День велосипедиста в Нидерландах, День мельника в Нидерландах (вот интуитивно чувствую что-то общее, но не могу уловить: что? – А.А.).

12 мая — День экологических наук (международный), День матери, День медицинской сестры (международный), День сербской армии, Праздник чудотворца и проповедника Мемнона.

13 мая — День Черноморского флота РФ, Праздник конвоира (в России), Праздник апостола Иакова

14 мая — Праздник фрилансера (отмечается в России), День президента в Исландии, Праздник иконы Богородицы «Нечаянная радость».

15 мая — День климата (международный), День семьи (международный), День отказников (международный), Праздник святого Афанасия Великого.

16 мая — День биографа (международный), Праздник мученика Павла.

17 мая — День информационного общества (всемирный), День норвежской конституции, Праздник Старорусской иконы Богородицы.

18 мая — День посадки леса (всероссийский), День музея (международный), День чая в Калмыкии, Праздник иконы «Неупиваемая чаша».

19 мая — День национальных войск Армении, День пионерии, День спорта и молодежи в Турции, Праздник праведника Иова.

20 мая — День реки Волга в России, Праздник метрологии (международный), Праздник Жировичской иконы Богородицы.

21 мая— День военных переводчиков, Праздник инвентаризатора, День черногорской независимости, Праздник апостола Иоанна Богослова.

22 мая — Праздник перенесения мощей Николая Чудотворца, День биологического разнообразия (международный).

23 мая — День черепахи (всемирный), День труда на Ямайке, День эколога, Праздник апостола Симона Зилота.

24 мая — Праздник кадровика, День парков в Европе, Праздник равноапостольных просветителей Мефодия и Кирилла.

25 мая — Праздник филолога (международный), День щитовидной железы (всемирный), Праздник священномученика Ермогена.

26 мая — День предпринимательства в РФ, День химика (международный), День туркменского ковра.

27 мая — Праздник библиотекаря (в РФ), День поминовения в Америке, День мученика Исидора.

28 мая — День пограничника, День оптимизатора, Праздник проповедника Пахомия Великого.

29 мая — День военного автомобилиста (в РФ), День ветерана таможенной службы, День миротворческих сил ООН. 

30 мая — Международный день феминизма, Праздник проповедницы Ефросинии. 

31 мая — Праздник адвокатуры в РФ, международный День блондинок (странно, что не 30 мая, правда? – А.А.), День электрической дуги (день сварщика России). 

Ещё помаемся, господа и дамы?
Помаемся… 

_______
* устойчивое выражение, особенно часто произносимое в последнюю декаду апреля
** «May day» (мэй дэй) сигнал бедствия для использования в голосовой связи, аналог SOS в азбуке Морзе. Используется в любых ситуациях, которые представляют непосредственную опасность для жизни людей. Дословно переводится с английского как «Майский день» и представляет собой приблизительную английскую транскрипцию французского m'aidez — сокращённый вариант фразы venez m'aider (фр. «придите мне на помощь»). «Mayday» был придуман в 1923 году Фредериком Стэнли Мокфордом, старшим радистом аэропорта Кройдон в Лондоне.