Я не видел, и теперь уже никогда не увижу, да и вы тоже.
Фраза дня:
Когда умрет последний конь — мир рухнет, потому что самые лучшие люди — это кони.
Битюг — тяжелоупряжная порода лошадей, выведенная специально для сельскохозяйственных и гужевых потребностей. Но сегодня такой породы нет.
Битюги, как самостоятельная порода стали известны в середине 18 века. Есть несколько версий происхождения породы.
Вот три из них:
1. Пётр I прислал жеребцов голландских и датских пород для скрещивания с местными тяжеловозами.
2. Крестьяне Воронежской губернии озаботились выведением особо крупной и выносливой породы.
3. Граф Орлов в своём Хреновском конном заводе занимался выведением не только рысаков, но и тяжелой и грубой лошади.
Скорее всего истина будет где-то посередине и окончательное становление породы проходило действительно в три этапа — от Петровской инициативы через промежуточные скрещивания к Орловскому финальному штриху.
В любом случае удачный выбор производителей и обильные корма способствовали появлению уникальной по своей грузоподъёмности и выносливости породы лошадей, получившей своё название от реки Битюг, в пойме которой, собственно, порода и начала своё распространение.
Отличительной особенностью породы можно назвать настильный шаг и быстроту хода, позволяющую совершать длительные переходы по степным дорогам с тяжелым грузом. Считалось, что нормой для битюга являлись переходы в 80 вёрст (это 84, 8 км) с грузом около 800 кг. В сохранившихся до наших дней описаниях работы битюгов указывались рекорды грузоподъёмности — это 230 пудов, то есть 3749 кг. Без малого 4 тонны!
С середины 19 века в попытках вывести ещё более крупную и тяжеловозную породу битюга начали скрещивать с английскими тяжеловозами, а впоследствии и с рысаками. Однако ожидаемых улучшений породы не произошло — на фоне изменения экстерьера значительно снизилась выносливость и неприхотливость породы. Всё это совпало по времени с массовой распашкой лугов и ухудшением кормовой базы, что, в свою очередь привело к значительному уменьшению популяции этой породы. Политические и экономические потрясения начала 20 века практически полностью уничтожили поголовье битюгов.
В надежде восстановить популяцию этой, безусловно, необходимой для сельского хозяйства лошади в 1922 году в Воронежской области начала работать специальная комиссия по организации рассадника племенных битюгов. Однако вспыхнувшая в 1925 году эпидемия сапа на корню оборвала работы по восстановлению породы. Чистокровные битюги исчезли полностью.
Потребность в крепкой и выносливой лошади оставалась по прежнему высокой. Взяв за основу рабочие качества битюга, рысака и тяжеловоза в первой половине 20 века была выведена новая порода, получившая название Воронежская упряжная лошадь. Представляет собой промежуточный вариант между легкоупряжной и тяжелоупряжной лошадью. Впервые лошадь этой породы была показана на выставке в 1939 году. Обладая выносливостью и неприхотливостью битюга новая порода получила массовое признание и распространение среди сельскохозяйственных работников. После Великой Отечественной поголовье лошадей значительно сократилось, но полностью не исчезло. Работы по восстановлению и улучшению этой породы были продолжены, что позволило сохранить основные характеристики этих лошадей и до наших времён.
А теперь улыбнёмся...
Диалог на экзамене:
Препод: — Что такое лошадиная сила?
Студент: — Это сила, какую развивает лошадь ростом в один метр и весом в один килограмм.
Препод: — Да где же вы видели такую лошадь?!
Студент: — А ее так просто и не увидишь. Она хранится в Париже, в палате мер и весов.
Было интересно?
Пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал!
Я ценю Ваше внимание!