Даже в удивительно ровном по качеству, гениальном наследии И.С. Баха хоральные прелюдии считаются жемчужиной. Но мало кому известно, что создавались они … в тюрьме. Правда, тюрьма эта была довольно домашняя, любящая жена Мария Барбара Бах регулярно приносила туда домашнюю еду и забирала грязные тарелки.
Но как же все-таки великий композитор ухитрился стать арестантом? Он проявил неслыханную по тем временам дерзость, говорить без унижения о своих интересах с царственным работодателем, герцогом Веймарским.
Все было крайне просто и понятно современному человеку: Баху не хватало денег на большую семью, он ездил на подработки в Кетен, а герцог ввыражал недовольство. И тогда Бах попросил увеличить жалованье, или даже, больше поработать, написав какое-нибудь крупное сочинение к городскому празднику.
Эти надежды не оправдались. Никакого заказа не последовало. Тогда Бах подал прошение об увольнении. Герцог опять проигнорировал. Да еще не ответил на приветствие, встретив Иоганна Себастьяна в коридоре, как будто прошел мимо пустого места.
Крайне раздосадованный Иоганн Себастьян попросил личной аудиенции. Он хотел высказать работодателю накопившееся недовольство, да только немного позабыл, с кем имеет дело. Вельможа совершенно не собирался выслушивать гневные речи. Баху указали на недобросовестное отношение к службе. Посчитали все его предыдущие отлучки (а ведь когда-то герцог так радовался концертным поездкам своего гофорганиста). Особо тяжким преступлением оказалось его последнее выступление перед дрезденским курфюрстом.
Конечно, скорее всего, герцога привела в ярость не очередная отлучка подчиненного, а его неслыханная дерзость, позволившая подписать договор с князем Леопольдом, не уволившись из Веймарского двора. Видимо «просвещенность» не мешала герцогу считать людей, служащих в его замке, почти своей собственностью. Но Бах вовсе не чувствовал себя виноватым.
Навряд ли возмущенный композитор смолчал. При его характере это представляется невозможным. Диалог с работодателем остался в стенах веймарского замка, но итог его известен. За «проявленную строптивость» гофорганиста и вице-капельмейстера приговорили к тюремному заключению.
Надо заметить, герцогский приказ привел всех в крайнее недоумение. Вплоть до того, что полицейские чины в течение трех дней никак не могли решиться арестовать «преступника».
Но все же им пришлось взять себя в руки и запереть обвиняемого в одной из комнат судебного помещения. Оно как раз примыкало к дому, где жила семья Бахов. Почти целый месяц с 6 ноября по 2 декабря 1717 года композитор провел в этом помещении.
Но грустить не входило в его планы. Со своей бюргерской практичностью он использовал внезапный досуг и привел в порядок часть своего огромного музыкального хозяйства, небольшую, но очень важную часть, до которой раньше никак не доходили руки.
«Во славу Божью, ближнему на поученье». Такое изречение предваряет сборник, ставший хитом современного органного репертуара. Также Бах пишет к нему что-то вроде аннотации: «Органная книжечка, в которой начинающему органисту предлагается руководство для разнообразного проведения хорала, а так же для совершенствования в пользовании педалью, причем всюду, где в этих хоралах встречается педаль, исполнение ее обязательно».
Структура «Органной книжечки» проста и логична. Это – музыкальный календарь церковных праздников, состоящий из пьес на темы известных хоралов. На каждый важный период – например Рождество или Великий пост – выбрано несколько тем, из которых выстраиваются маленькие сюжеты.
Выстроены эти миниатюры крайне интересно. Бах берет мелодии из церковного песенника и приводит их целиком, без каких-либо изменений и переосмыслений. Где же, спрашивается, здесь композиторская работа? Она - в аккомпанементе, который превращает бесхитростные песнопения, предназначенные для массового пения общины, в вершины музыкальной мысли. Мелодия порой становится неузнаваемой, растворяясь в «дописанном» материале.
Именно этот, свободно сочиненный, поэтически трактующий текст, голос, является изобретением Баха и новым словом в развитии хоральной прелюдии. В остальном же прелюдии из «Органной книжечки» продолжают традицию, заложенную предтечей и кумиром Баха - Букстехуде.
Свою новаторскую идею Бах воплотил предельно просто. Его хоральные прелюдии сравнивают с живописью А. Дюрера. Одной только характерной линией контрапунктирующего голоса, композитор выражает весь текст, содержание которого обозначено в названии пьесы.
«Органная книжечка» имеет значение не только в истории развития хоральной прелюдии, но является одним из величайших достижений музыки вообще. Никто, кроме Баха, не смог так точно передать содержание текста в «чистой музыке», да еще столь простыми средствами. В этом творении заключена квинтэссенция музыки великого композитора. Поэтому «Органную книжечку» считают своеобразным словарем баховского музыкального языка, помогающим понять более крупные сочинения.
Аккомпанирующая линия (иногда их две или больше) переводит смысл хорального текста на язык музыки. Мы помним, какой развитый словарь имела музыкальная риторика эпохи барокко. В итоге мелодия церковной песни, иногда не самая шедевральная, вплетается в ткань, созданную из осмысления песенного текста. А смысл этот всегда возвышенный, ведь он идет из Священного писания.
Таким образом, красота снова оказывается не «прихотью полубога», а все тем же «хищным глазомером столяра», как это всегда бывает у Баха. Никакого вдохновения с расширением сознания, никаких запредельных чувств.
К сожалению, Бах так и не закончил Органную книжечку ни в тюрьме, ни позже. Из задуманных 164 хоральных обработок появились на свет только 45.
По версии некоторых исследователей, композитор столкнулся с непередаваемыми текстами, точнее, при попытке их точного «пересказа» звуками страдало музыкальное совершенство, либо текст передавался лишь приблизительно. А вне точности совершенства Бах не мыслил музыкального творчества.
А «тюремная» борьба окончилась победой. Герцог вспомнил о своем статусе «просвещенного правителя». Второго декабря 1717 года Баха освободили, и он получил долгожданное увольнение. В том же декабре семья композитора оставила Веймар – город надежд и разочарований – и отбыла в Кетен.
Приглашаем вас 8 мая в 20:00 на концерт Регины Каменщиковой https://artbene.ru/concert/08-05-2019/
В программе: И. С. Бах, И. Г. Вальтер, К. Славицкий
Неожиданным сюрпризом программы станет музыкальное размышление «Ecce Homo» («Се человек») чешского композитора ХХ века К. Славицкого.
#органныйконцерт #концерторганноймузыки #органнаямузыка #органвмоскве #органвсоборе #малаягрузинская #соборнамалойгрузинской #малаягрузинскаякатолический
#концертынамалойгрузинской #костелнамалойгрузинской #католическийсобор #соборконцерт #концертрасписание #малаягрузинскаяулица #католическийсоборнагрузинской #органнаямузыка #малыйгрузинский #католическаяцерковь #собормосква #фондискусстводобра #органkuhn #органдуховой #органслушать #artbene #artbeneru #РегинаКаменщикова #орган