Найти в Дзене

Театр сильных ощущений

Драматический театр «На Литейном» хорошо известен жителям Петербурга. В здании, где сейчас находится театр (Литейный, 51) в первые годы XX века располагался спортивный манеж, под эгидой спортивных клубов устраивалась карточная игра. Но скоро в печати появились сообщения об устройстве здесь театральной залы. На Литейном открывался театр нового, невиданного еще в столице, жанра. Речь шла об открытии на русской почве театра ужасов, года за три до того открытого в Париже, на Монмартре, назывался он Grand Guingnol. В пьесах его все строилось на ужасных трюках, от которых у зрителей кровь должна была стыть в жилах. Интерес к спектаклям подогревали фразой: " Лиц со слабыми нервами просят не смотреть, ввиду особой тяжести пьес«. Первый же вечер был богат на интригующие сюжеты пьес, всего их было показано 4. В первой, по рассказу Э. А. По, полупарализованная пациентка выплескивала врачу в лицо склянку серной кислоты. В другой пьесе, с названием «Мороз по коже», проститутка убивала соперницу, в 

Драматический театр «На Литейном» хорошо известен жителям Петербурга. В здании, где сейчас находится театр (Литейный, 51) в первые годы XX века располагался спортивный манеж, под эгидой спортивных клубов устраивалась карточная игра. Но скоро в печати появились сообщения об устройстве здесь театральной залы. На Литейном открывался театр нового, невиданного еще в столице, жанра.

Речь шла об открытии на русской почве театра ужасов, года за три до того открытого в Париже, на Монмартре, назывался он Grand Guingnol. В пьесах его все строилось на ужасных трюках, от которых у зрителей кровь должна была стыть в жилах.

Интерес к спектаклям подогревали фразой: " Лиц со слабыми нервами просят не смотреть, ввиду особой тяжести пьес«. Первый же вечер был богат на интригующие сюжеты пьес, всего их было показано 4. В первой, по рассказу Э. А. По, полупарализованная пациентка выплескивала врачу в лицо склянку серной кислоты. В другой пьесе, с названием «Мороз по коже», проститутка убивала соперницу, в следующей — журналист и его приятель появлялись в доме умалишенных. чтобы сделать репортаж, но становились невольными свидетелями кровавого бунта больных. В четвертой пьесе под названием «Гильотина» события разворачивались вокруг выставленного в музее экспоната. Жаждущая сильных ощущений дама заставляла своего любовника вложить голову в механизм гильотины, появившийся обманутый муж решал привести механизм в действие, однако, падающее на голову лезвие оказывалось картонным.

Вопреки ожиданиям, истерик в зале не наблюдалось и спектакли проходили спокойно.

Премьеры в новом театре следовали одна за другой: «Одержимый бесом», «Смерть в объятьях», «Кровь за кровь», «Последний крик» — все с убийствами и смертями. Были пьесы и на основе реальных событий, спектакль «Убийство под Новый год» — сценическая версия реального преступления, когда племянник убил дядю в новогоднюю ночь из-за любви к даме, на премьере присутствовала та самая виновница кровавой расправы, зрители знали об этом — во время сцены убийства все привстали с мест, чтобы увидеть реакцию героини.

Не прошло и двух месяцев с начала работы театра, как интерес публики к нему начал угасать. Театр на ходу начал менять репертуар и названия. К мелодрамам и гиньолям добавляются фарсы, обозрения и пародии. Пестрота репертуара дала театру в сезоне 1911/1912 название «Мозаика».

Каждый мог найти здесь увеселение по вкусу: «Ничего тяжелого, утомляющего мысль, — сообщал репортер одной из газет. — Хотите ужасов — вот ужасы. Вам надоело трагическое — вот целый ряд комических пьес и шуток. Хотите пения — вам немножко попоют. Хотите танцев — потанцуют...Кто придет к ночи, и для того найдется, что посмотреть.»

Таков был финал развития идеи театра «сильных ощущений».

-2