Большинство людей, в той, или иной форме, задают себе вопрос: “Как я могу сделать мир лучше?”. Возможно, я задаю себе его даже слишком часто и иногда распыляюсь.
Серьёзно раздумывая над этой темой нельзя не коснуться философских аспектов. Что в сущности мы можем изменить? Как мы можем помочь другим людям? Как далеко простирается наша сфера влияния и где та граница, за которой лежат явления неподвластные нам?
Нам давно известно, что исправить другого человека нельзя, можно лишь создать условия, чтобы он сам исправился. Если точнее, то при полной свободе каждый человек будет стремиться стать лучше, это неминуемый процесс. Кроме того, сегодня у многих появилось понимание, что группа людей может сделать больше, чем один человек. Мы стали понимать и принимать это, несмотря на то, что многие годы нас убеждали в обратном.
Так стоит ли вообще пытаться что-то изменить? Может стоит уйти в тень? Может лучшее, что мы можем сделать для мира - это не пытаться его изменить? У каждого человека всё равно существует выбор, его последнее слово, как бы мы ни влияли на него.
Да, мы не можем изменить людей, даже самых близких и преданных нам, но мы можем помочь им, создав необходимые условия. Как сказал Уинстон Черчилль: “Мы придаем форму своим домам, а потом они формируют нас”. Но в чём заключаются эти условия? Я полагаю, что они должны исходить из понимания свободы. Именно свободные от необходимостей условия могут открыть для человека дорогу к своему разуму, своей совести и своему сердцу.
Что это значит? Если человек должен прокормить семью, но у него нет средств к существованию, то не удивительно, что он украдёт буханку хлеба. Это не свобода выбора, это нужда. Как таковой свободы выбора не существует вовсе, но есть её градации: солдат срочник и художник-фрилансер находятся в очень разных условиях. В наших силах дать окружающим людям больше свободы.
В связи с этим я принял решение, которое посчитал лучшим, что я могу предпринять для улучшения окружающего мира. Отныне я буду всеми силами стремиться к тому, чтобы не осуждать, не ругать, не мстить и не наказывать никого и не за какие действия, а также не способствовать этому. Я назвал этот принцип "превентивное прощение". На первый взгляд, это может быть незначительно, но давайте разберёмся.
По сути, это моё решение проистекает из прошлого размышления о важности прощения для развития нашего мира. Если я показываю человеку, что не осужу его за любой поступок, это даёт ему возможность лучшим образом проявить себя. И такой подход работает на самых разных уровнях.
Современные лидеры доказывают эффективность такого подхода в бизнесе. Вместо того, чтобы наказывать за проявление инициативы, они наоборот дают своим подчинённым всё большие полномочия. Это нелегко, ведь мы не умеем по-настоящему доверять друг другу, но качественные улучшения в работе говорят сами за себя. Об этом писал ещё Стивен Кови в “Семи навыках высокоэффективных людей”, где противопоставлял делегирование исполнения, буквально “сделай это вот так”, делегированию руководства, буквально “сделай это, но реши сам как”. Делегирование руководства - это фантастический инструмент, позволяющий людям раскрыть свои возможности, но если мы вместе с тем даём им понять, что в случае ошибки они будут наказаны, то оно снова превращается в примитивное делегирование исполнения.
В воспитании детей подобный подход ещё важнее. Многие родители начинают понимать, что воспитание в условиях наказаний за провинности несовместимо с попытками воспитания честного ребёнка. Но что мешает ребёнку сказать, что это он разбил зеркало при игре в мяч, если он знает, что не будет за это наказан? И дальше остаётся лишь его собственная совесть, чтобы решать, как поступать в дальнейшем. Это и есть настоящее воспитание личности.
Давайте шире поразмышляем над последствиями подобных решений в обществе. Если человек крадёт хлеб и его ловят с поличным, но не наказывают, а ведут с ним диалог, к чему это приведёт? Люди поймут проблемы друг друга. Нищий поделится своей безвыходной ситуацией с хозяином булочной и они вместе будут искать решение, которое бы предотвратило и кражи в последующем, и нищету укравшего вместо того, чтобы просто посадить одного случайного человека. Это решение проблемы более высокого порядка.
Здесь я приведу пример из жизни. В декабре прошлого года я хотел совершить покупку и один человек, встретившийся мне в магазине, сказал, что может доставить мне товар, которого не было в наличии. Мы договорились и я перевёл ему предоплату, после чего продавец стал меня игнорировать. На прошлой неделе я решил закрыть этот вопрос, который разъедал меня изнутри. Я позвонил продавцу, сказал, что не в обиде на него и прощаю ему этот обман. Сразу после этого мне полегчало и я отпустил ситуацию. Тем сильнее меня изумило событие следующего дня - этот человек вернул мне украденные деньги.
На самом деле, я верю в то, что такое маленькое решение, принятое каждым из нас может решить самые, казалось бы, сложные проблемы нашего общества. Ведь мы позволяем человеку, даже совершившему ужасные вещи, сказать нам правду и справиться с последствиями вместе. Я думаю, что в некоторых сферах этот принцип активно используется. Именно на нём основаны такие понятия, как врачебная тайна и тайна исповеди - люди понимают, что правда важнее возмездия. К сожалению, наше законодательство пока не способствует распространению подобной этики, но я надеюсь, что в ближайшем будущем положение вещей изменится к лучшему, ведь на это может повлиять каждый из нас.
Жду ваших комментариев!
Хорошего вам дня! И спасибо, что читаете!