Приближается День Победы - праздник, посвящённый борьбе советского народа за свободу и независимость своей Родины против режима фашистской Германии. Часть зрителей укоренила привычку, что кино о войне непременно будет сопровождаться широкой батальной панорамой, масштабными коллизиями, пушками и танками. Но есть и другие фильмы - захватывающие внимание без применения оружия. Перед вами великолепная девятка, в которой представлены картины, выражающие дух войны без сцен боевых действий.
9. Летят журавли / Михаил Калатозов / 1957
Пронзительная история двух влюблённых, которых разлучает война. Безжалостная война обрывает мечты о совместном счастье и большой любви, оставляя за собой шлейф отчаянья, утраты и боли, но где-то в самом дальнем уголке души остается надежда.
Определённо, в фильме «Летят журавли» камера играет роль первой скрипки, выражая портретные характеристики основных персонажей, и раскрывает глубокий смысл происходящего. Сильным выразительным средством в фильме «Летят журавли» являются свет, ракурс, крупность плана. Оператор Сергей Урусевский поспособствовал тому, чтобы актёрская мимика была не просто выделена, но и точно передавала бы образный смысл роли. Выразительный взгляд героини Вероники (Татьяна Самойлова), взятый крупным планом, психологически действует на восприятие зрителя. Интересную трактовку представляет собой сцена проводов. Главная героиня Вероника пытается пробиться сквозь толпу в попытке отыскать своего возлюбленного Бориса (Алексей Баталов). Камера следует за героиней в человеческом водовороте: перед нами проплывают лица солдат, и затем лицо актрисы выходит на первый план. Оператору удаётся слить в единое целое чёткий ритм марша, бурлящий человеческий поток и отчаянные движения Вероники. А над небом проплывает клин журавлей, которые говорят нам, что жизнь продолжается и нужно ценить каждый прожитый в ней миг.
На сегодняшний день «Летят журавли» - единственный отечественный победитель международного Каннского кинофестиваля. После успеха в Каннах, фильм вышел во французский прокат и собрал 5,5 миллионов зрителей. Такого успеха не знал ни один российский фильм ни до, ни после.
8. Баллада о солдате / Григорий Чухрай / 1959
Лента «Баллада о солдате» поставленная режиссёром Григорием Чухраем, навсегда останется вершиной своего времени. Идёт Великая Отечественная война, на поле боя молодой солдат Алексей Скворцов (Владимир Ивашов) подбивает сразу два танка противника. За совершённый подвиг героя призывают к награде, но Алёша вместо почетного ордена просит дать ему отпуск в родное село, к матери, у которой в доме прохудилась крыша. Получив шесть дней отпуска, юный солдат отправляется в дорогу, где на пути его ждёт череда неожиданных встреч и новых знакомств.
Создатели фильма уводят героя с передовой позиции, разворачивая главные действия в тылу, чтобы показать живую фигуру защитника, заступника, настоящего героя в гражданской жизни. Он искренне и естественно желает помочь каждому: отправить весточку жене сослуживца, помочь инвалиду в семейной жизни и сопроводить девушку-сироту, отправляющуюся в дальний путь. В конце концов, на встречу с матерью у него останется всего несколько минут.
Впечатляет прекрасная актёрская игра Владимира Ивашова, скромно изобразившего юношу в солдатской гимнастерке. В такого героя невозможно не влюбиться, к нему по-настоящему испытываешь тёплое доверие, он обаятелен и неповторим. Алёша Сковрцов стал символом советского народа. Через призму жизни шести дней одного солдата создатели фильма увековечивают память каждого. Из всех классических военных фильмов «Баллада о солдате» смотрится удивительно легко и оставляет после себя отпечаток света и добра.
7. Нюрнбергский процесс / Стэнли Крамер / 1961
Юридическая кинодрама Стэнли Крамера «Нюрнбергский процесс» свидетельствует о том, что зло существует, что оно не просто недостаток добра, а мощная мировая сила. Для достижения сути нацистского явления режиссёр сводит к минимуму внешнюю эффектность действия, сосредотачиваясь на внутреннем состоянии человеческих реакций.
Международный военный трибунал в Нюрнберге стал первым в истории опытом осуждения преступлений масштаба государства. После окончания процесса над главными политическими и военными деятелями проходит серия «малых» нюрнбергских процессов. В ходе одного из разбирательств, слушаются дела судей, занимавших видные посты в судебной системе нацистской Германии – на этом и сосредоточен сюжет фильма. Сердце медленно и упорно тяжелеет от эпизодов, включающих в себя демонстрацию творившихся зверств в концентрационных лагерях.
Обвиняемые некогда допустили постыдный компромисс с совестью и пошли на поводу у правящего режима, стали соучастниками карательного института, опершись на смертельные станки. Разобраться в сложном деле предстоит американскому судье Хейвуду (Спенсер Трэйси).
Лента камерно выражает сумрачную жизнь довоенной Германии, насильственную боль войны и упрёк послевоенной жизни.
6. Иваново детство / Андрей Тарковский / 1962
«Иваново детство» без танков, артиллерии и многотысячной массовки в фильме раскрывается трагедия через историю ребёнка, которого война лишила детства. Фильм поставлен по мотивам рассказа В. Богомолова «Иван», и повествует о трагической судьбе двенадцатилетнего мальчика. На его глазах нацисты расстреляли мать и сестру, отец погиб на фронте. Одержимый ненавистью сирота Иван (Николай Бурляев) становится неуловимым разведчиком, рискуя жизнью, юный герой добывает бесценную информацию в тылу врага.
«В “Ивановом детстве” я пытался анализировать состояние человека, на которого воздействует война. Он (Иван) сразу представлялся мне как характер разрушенный, сдвинутый войной со своей нормальной оси. Всё, что свойственно возрасту Ивана, безвозвратно ушло из его жизни», - поясняет режиссёр картины Андрей Тарковский.
Идейный контекст подчёркивает изобразительное противостояние света и тьмы. Если чёрный преобладает как цвет войны, обозначающий её огромные масштабы, то свет выводит душу за рамки страшных боевых действий, иногда возвращая в тихом сне в счастливое детство. Но даже в Эдеме есть место для чёрного как смоль древа жизни, что истончает тонкий тлен и звучит как мировая туманная боль.
5. Был месяц май (ТВ) / Марлен Хуциев / 1970
Военной грозой отгремел нижний свод помраченных небес, наступили первые мирные дни после капитуляции Германии. Документальный пролог с военной техникой и хроникой последнего боя за Берлин сменяется игровыми кадрами. Драма Марлена Хуциева «Был месяц май» разыгрывается в одной из немецких деревень, где останавливается группа советских солдат - в этом месте им предстоит переосмыслить пережитое.
Совсем юные солдаты отправились на войну, когда им было по 17-18 лет, не удивительно, что о предвоенных годах им нечего вспомнить. В одной из сцен лейтенант Николаев (Александр Аржиловский) пытается извлечь из памяти воспоминания до фронтовой жизни, в его выражениях отчётливо проскальзывает грусть по утраченной молодости. Повествование строиться вокруг сцены в концлагере. Молодые солдаты случайным стечением обстоятельств попадают на территорию уже опустевшего лагеря. Они осматривают жуткие локации неторопливо, сосредотачиваясь на каждом предмете, без представления о том, зачем нужны камеры, трубы и топки. Сердце всей тяжестью идёт ко дну от представлений, как убивали людей.
Затем героям предстоит услышать свидетельства настоящих очевидцев - тех, кто смог выжить и выйти из лагерей. Невозможно сдержать слёз, когда узнаешь, как разрушали жизни и судьбы семей, сжигали людей и не жалели детей. И как уцелевшим продолжать жить, когда в каждом вздохе ощущается смертный воздух войны?
4. Жизнь прекрасна / Роберто Бениньи / 1997
Возможно ли, снять трагикомедию про холокост, о времени великих трагедий и героических поступков? Да, и она может получиться удивительно утончённой, а так же завоевать Гран-при на фестивале в Каннах и получить три статуэтки Оскар.
Роберто Бениньи отрефлексировал в своём фильме «Жизнь прекрасна» и романтику, и войну, и концентрационные лагеря. Картина с замысловатым сюжетом условно делится на две части. В первой - ироничный и беззаботный Гуидо (Роберто Бениньи) покоряет сердце красавицы Доры (Николетта Браски), пара женится, открывает книжный магазин и становится родителями сына Джозуэ (Джорджо Кантарини). Всё это весело, почти как итальянский фарс.
В трагической части наступают времена Второй мировой войны, в Италии нарастают нацистские настроения, начинаются гонения евреев. Гуидо с сыном отправляются в концентрационный лагерь. Отец внушает сыну, что всё происходящее в страшных стенах часть игры, призом в которой будет настоящий танк. Чтобы уберечь ребёнка, мужчина изобретает ряд правил, за которые сын набирает очки. Общая интонация тяготит к сложному взгляду, но сохраняя при этом легкость.
3. Мальчик в полосатой пижаме / Марк Херман / 2008
Фильм снят по одноименному роману Джона Бойна. В центре сюжета 8-летний немецкий мальчик Бруно (Эйса Баттерфилд), после назначения отца на новую должность в рядах нацистских экзекуторов, вся семья переезжает в провинциальную окрестность. На новом мете Бруно находит странную ферму, где люди всё время ходят в пижамах, играют с нашивками, сжигают старую одежду в высотных печах. На границе с этой локацией Бруно заводит дружбу с еврейским мальчиком по имени Шмуэль (Джек Скэнлон).
Несмотря на то, что финал этой истории достаточно предсказуем, а идея не кажется новаторской, в фильме есть яркий и пробуждающий посыл: люди не делятся на «своих» и «чужих», никто не вправе считать себя «сверхчеловеком», и ставить свои тщеславные амбиции выше человеческих жизней. Страшно, что для того, чтобы сфокусировать своё внимание на милосердии, гуманности и человечности нужно прийти к отчаянью и потерять что-то невосполнимо дорогое или кого-то безмерно ценного.
2. Сын Саула / Ласло Немеш / 2015
«Сын Саула» - пугающе реалистичная лента (насколько это возможно для игрового кино), на такую серьезную и ответственную тему, как фашизм.
Саул Асландер (Геза Рёриг), венгр по происхождению, один из участников зондеркоманды (подразделение заключенных, предназначение которого заключалось в сопровождении пленных в газовую камеру, а после обработка помещения и уничтожение трупов). Изнуренное сознание героя и меркнущий взгляд в безысходность, говорят о том, что для него потеряно всё. Его внутреннее состояние нуждалось в очищении. Что-то шевельнулось в его глазах, когда он увидел предсмертные страдания ребёнка, в убиенной жертве он признал своего сына. С того момента, как Саул принимает на себя роль отца, он настойчиво и упорно держится за право похоронить тело мальчика соблюдая все каноны, его цель найти настоящего раввина, который должен прочесть еврейскую молитву кадиш.
Камера следует за каждым шагом главного героя и держит его в фокусе. Поэтому глаза Саула главный прибор, через который зритель воспринимает весь охват пережитого кошмара. Холокост — самое жестокое преступление, о котором должен знать каждый. «Сын Саула» именно тот фильм, о котором невозможно забыть. Он пронизывает насквозь и повергает в оцепенение.
1. Война Анны / Алексей Федорченко / 2018
В эти майские праздники рекомендую зрителям сходить в кино на последнюю киноработу Алексея Федорченко «Война Анны». Фильм раздвигает границы документального и игрового кино, при этом очень лиричен и философичен.
Во время массового расстрела вся семья Анны (Марта Козлова) погибает, но мать закрывает девочку своим телом и ребёнку чудом удается выжить. Анна прячется в нерабочем камине в школе в комендатуре, и живёт там, на протяжении долгого времени. Здесь девочка воюет за выживание, греет себя воспоминаниями о доме и семье, наблюдает из укрытия за жизнью и войной.
Почти бессюжетный психологический подтекст рисует экзотический образ – мир одновременно жутко реалистичный и мистический. Проникновенная и чуткая притча.
Автор текста: Анастасия Бусыгина