В ночь гибели «Титаника» 15 апреля 1912 года радист маленького судна «Карпатия» Говард Готтам не спал. Он слушал радио в надежде поймать последние сводки о результатах стачки английских угольщиков. Он уже собирался ложиться, когда получил сигнал бедствия от радиста «Титаника» Филлипса. Благодаря первому переданному сигналу SOS удалось спасти 712 жизней из 1489 погибших человек.
В 1895 году русский ученый физик А.С. Попов смастерил грозовой отметчик, который посредством азбуки Морзе принимал и записывал сигналы грозы. Он имел высокую антенну. Позднее Попов усовершенствовал свой грозоотметчик. Благодаря его радиоизобретнию была установлена связь с «Адмиралом Апраксиным», севшим на мель в Финском заливе. В 1899 году было послано первое сообщение о бедствии на море капитану судна «Ермак». Таким образом удалось спасти 27 моряков «Адмирала Апраксина».
Постепенно радиосвязь на море становится просто незаменимой. Но это были первые детские годы радиосвязи, сигналы радио пока больше развлекали новоиспеченных радистов, чем приносили пользу. Анархия и беспорядок царили на море. Только в 1904 году на I Международной конференции по вопросам радиосвязи приняли решение о прекращении радиопередачи, если будет зафиксирован сигнал о бедствии. Необходимо было принять координаты судна и передавать их далее другим судам.
Первые английские радисты работали на железных дорогах. А железнодорожники использовали сигнал CQ для привлечения внимания. На конференции решили применять сигнал CQ. Этот сигнал радист имел право передать только после приказа командира корабля, в противном случае его ждало взыскание.
Впоследствии к буквам CQ прибавили еще одну — D. Это была первая буква слова ditress – бедствие, нужда. Потом этой аббревиатуре придали такое значение: «Come quick! Danger!» — «Идите скорее! Опасность!».
На самом же деле буквы CQ были выбраны среди других только из за технической пользы. Они редко искажались при передаче азбукой Морзе. Но сигнал CQD оказался не таким удобным. На второй конференции американские моряки предложили использовать буквы NC. А немцы желали видеть сигналом бедствия буквы SOE. Первые две буквы не вызвали возражений. Буква S передается тремя точками, буква О — тремя тире. Против буквы выступили практически все. Согласно азбуке Морзе она передается одной короткой точкой, которая может затеряться в эфире. Тогда участники конференции, кроме немцев, предложили и приняли использование второй буквы S. Так был создан международный сигнал SOS, который помог спасти сотни жизней на море.
Впоследствии с сигналом SOS произошла та же метаморфоза, что и с сигналом CQD. Его принято было расшифровывать так: «Save our souls!» — «спасите наши души!».
Но в суровом капиталистическом обществе свои законы. Фирмы, производящие морские суда, конкурировали друг с другом. На корабли и теплоходы устанавливали свои радиоустановки, которые не всегда работали без сбоев. К тому же хозяева судов назначали своих капитанов и радистов. Радисты, боясь гнева капитанов, передавали сигнал SOS слишком поздно. Так случилось и с «Титаником», и с другими кораблями.
В 1928 году пароход «Вестрис» получил небольшую пробоину и дал большой крен. Капитан запретил радисту отправить сигнал SOS. Всю ночь, проходящие мимо суда обменивались с радистом информацией и спрашивали его, не нужна ли помощь? На что тот отвечал: «Все в порядке». Только к 10 часам утра капитан разрешил дать сигнал бедствия, но было уже поздно. Корабли, спешащие на помощь получили только сигнал SK - «конец».
Спустя шесть лет также сгорел пассажирский пароход «Морро-Кэстль». Судно погибло также по вине капитана. Таких историй на море много.
В годы Второй мировой войны фашистские гидросамолеты и корабли стремительно уходили от того места, где раздавался сигнал SOS.
Принятый на Первой Международной конференции сигнал призван спасать всех, независимо от национальной принадлежности. Так сегодня все суда, услышавшие сигнал SOS (SQD) должны спешить на помощь. В наши дни системы спутниковой связи автоматически фиксируют сигнал бедствия, характер и точные координаты судна, а затем передают их ближайшим судам и службам спасения.
ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ:
************** ЧИТАТЬ ***************************** ЧИТАТЬ ************
************** ЧИТАТЬ ***************************** ЧИТАТЬ ************
Если Вам понравилась статья, не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые. Не забывайте также оставлять комментарии.