Чаще всего ремонт двигателя ВАЗ 2109 – это дефектовка блока цилиндров. Основные признаки для начала ремонта – это высокий расход охлаждающей жидкости или белый дым из выхлопной трубы. Перед дефектовкой нужно хорошо вымыть, продуть и просушить блок давлением особенно масляные каналы. Если в блоке есть трещины, его нужно заменить. Плоскость блока цилиндров нужно проверять с помощью щупов и линейки. Линейку нужно устанавливать диагонально и по осям плоскости. Если плоскость кривее чем на 0, 1мм, блок цилиндров нуждается в замене. Если вы ремонтируете двигатель из-за попадания охлаждающей жидкости в картер, обязательно надо проверить герметичность блока цилиндров. Отверстия в охлаждающей рубашке блока, нужно заполнить водой 20-30˚ под давлением 0, 3 Мпа. Если утечки не будет через несколько минут, это значит, что все в порядке. Если в охлаждающую жидкость попадало масло, необходимо проверить есть ли в блоке трещины в зоне масляных каналов. Это делают так: сливают охлаждающую жидкость из системы охлаждения, Снимают головку цилиндра, заполняют блок бокового цилиндра водой и подают сжатый воздух в масляный канал. При появлении воздушных пузырьков в воде, что заполняет рубашку охлаждения, блок цилиндра необходимо заменить. Диаметр цилиндра измеряется нутромером в четырех поясах в продольном и а поперечном направлении. Если цилиндр износился до 0, 15мм, его рекомендуют только хонинговать, а если износ более 0, 15мм нужно растачивать до ближайшего размера поршня увеличенного на 0, 4 или 0, 8мм от номинала, припуск должен быть 0, 03мм на диаметр для хонингования. Если зеркало цилиндра матовое, то это износ из-за пыли, что попала через негерметичный корпус в воздушном фильтре. По диаметру цилиндры блока разделены на 5 классов, а их размеры различаются на 0, 01мм. Класс цилиндра должен быть отмечен на нижней части блока, а также здесь или на крышках родных подшипников есть условный номер цилиндров, который показывает принадлежать ли крышки к данному блоку. После определения износа нужно выяснить ремонтный размер поршней и сделать обработку цилиндров под каждый из поршней. Днища поршней желательно пометить номерами цилиндров.